Холодный фарфор – дешевый, самый податливый и доступный материал для лепки. Работать с ним совершенно безопасно, при этом совсем не обязательно обладать особыми навыками и познаниями – такое творчество под силу даже маленькому ребенку. Вам не нужно искать в магазинах что-то особенное для создания уникального украшения или другой вещицы своими руками. Приготовить холодный фарфор можно и в домашних условиях.

С виду холодный фарфор напоминает пластилин или глину, но после полного высыхания это абсолютно твердое вещество. Во время лепки можно использовать любые аксессуары, украшения, бусины, мелкий бисер, пуговицы, ветки или засохшие цветы, а также ткани любой структуры. Поверхность изделий из холодного фарфора можно покрывать лаком, окрашивать или обсыпать бисером, блестками, песком и т.д.


История появления холодного фарфора

Еще в первые годы 19 века появились первые изделия из этого материала. По датируемым записям стало известно, что холодный фарфор еще изобрели аргентинцы, но точной информации о его происхождении нет. Куда больше сведений о русском мастере Петре Иванове, который трудился на императорском заводе по изготовлению фарфора и в начале 19 века мастерил уникальные предметы из особого класса фарфора. Согласно документам Петербургского фарфорового завода, именно он сделал первые декоративные цветы из холодного фарфора, которые предназначались для украшения специальных флаконов духов, которые поставлялись императорской семье.

Существуют и более ранние факты, подтверждающие существование данного материала. Китайские трактаты о скульптуре и искусстве описывают множество разновидностей лепнины из холодного фарфора, однако называется он несколько иначе. Но все же его рецептура идентична той, которую применял Петр Иванов.

Изделия из холодного фарфора: особенности и нюансы использования

Из этого материала получаются невероятно красивые изделия, но при этом они требуют правильного подхода в использовании. Для них приемлемы места, где нет прямых солнечных лучей и влаги. Холодный фарфор – это та же полимерная глина, способная впитывать влагу, раскисать и терять свой первозданный цвет под воздействием солнечного света.



В комнатах, которые украшают предметы из холодного фарфора, необходимо соблюдать оптимальный для него режим температуры. Так, если она будет менее 10º С, структура постепенно будет разрушаться из-за кристаллизации частичек влаги, находящихся в составе такого фарфора. Высокая температура также губительна – он попросту иссохнет и рассыпется. Продлить срок использования изделий из холодного фарфора помогут лаковые покрытия. Они защитят от влажности и сохранят цвет, блеск и форму поверхности.



Что можно слепить из холодного фарфора

Из подобного материала можно создать все, что угодно – от разнообразных украшений для женщин до милых аксессуаров для интерьера:

Многие рукодельницы украшают горшочки комнатных растений или создают целостную композицию вместе с цветком из холодного фарфора.

Посуда, декорированная такой лепниной, станет настоящей изюминкой кухонного интерьера.



Всевозможные рамки, вазоны, подставки, плафоны, подсвечники, выполненные из холодного фарфора разбавят привычный интерьер, придадут ему нотку индивидуальности.



Очаровательно смотрятся заколки, обручи, бижутерия и другие женские атрибуты, декорированные цветами из холодного фарфора.




Уникальным декором интерьера непременно станут тематические композиции из данного материала, фигурки зверей, домовят, гирлянды цветов и зелени.


Вместе с вашим малышом можно слепить героев из любимых мультфильмов или сказочных персонажей, которые украсят детскую комнату.




Кроме того, можно сделать потрясающий подарок для дорогих людей.


Холодный фарфор: готовим в домашних условиях

Полимерную глину приготовить вовсе несложно. Самый легкий традиционный рецепт – это кукурузных или рисовый крахмал, ПВА клей, самый обычный детский крем и глицерин. Пропорции следующие:

  • 1:1 стакана крахмала и клея;
  • 1:2 столовых ложек крема и глицерина.

Ингредиенты тщательно перемешиваем и оставляем на 15-20 минут, пока масса не примет консистенцию, идеально подходящую для лепки. Категорически нельзя ставить подготовленную смесь в холодильник или хранить ее более 2 часов при комнатной температуре. Нужно лепить сразу, стараясь использовать весь материал.

Некоторые добавляют в смесь лимонную кислоту, которая работает по принципу консервации, что продлевает срок хранения изделий.

Встречаются рецептуры с применением воды. Однако подобные составы получаются недолговечными и хрупкими. Под воздействием внешних раздражителей вода вступает в реакцию с остальными составляющими полимерной глины, из-за чего форма изделий может измениться, снижается их прочность, а также может появиться посторонний неприятных запах.

Чтобы придать определенный цвет изделию, чаще используют мел и пищевые красители. Но и после окончания работы и полного высыхания изделия (через сутки) поверхность его также можно окрашивать.


Инструменты для лепки

  • ножницы и скалка;
  • зубочистки или стеки;
  • кусачки и пинцет;
  • декоративная косметика;
  • краски и кисти;
  • влажные салфетки;
  • разделочная доска и перчатки;
  • клей для монтажа и тонкая проволока.

Цветок сакуры: мастер класс из холодного фарфора

Начинающим “скульпторам” проще сделать цветы из холодного фарфора, к примеру, сакуру.

Шаг 1. Часть заготовки оставляем белой, а часть окрашиваем в нежно-розовый цвет. Из каждой лепим брусочки (будущие лепестки). Белый брусок должен быть чуть толще тонированного. Заготовки соединяем по длине и нарезаем на маленькие прямоугольнички.

Шаг 2. Лепим лепестки. Основания их делаем розовыми, края – белыми. Склеиваем лепестки ПВА, а в середине зубочисткой или спицей делаем небольшое отверстие, куда потом вставим стебель.

Шаг 3. Готовые бутоны крепим к чаше-листику с зеленым основанием и усаживаем на стебель из проволоки. Такая ветка должна получиться, словно настоящая сакура, идеально повторяющая ее строение.

Шаг 4. По данной схеме делаем несколько веток, оставляем полностью высохнуть, после чего скручиваем их в единую композицию с помощью проволоки.

Теги:

1. ХОЛОДНАЯ КЕРАМИКА И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ЦВЕТОВ

Лепка всевозможных поделок - один из самых популярных и полезных для развития ребенка вариантов досуга. Маленькие детки с удовольствием лепят своими руками разных зверушек и сказочных героев из пластилина или из соленого теста . Дети школьного возраста могут помогать родителям делать цветы,оригинальные поделки и украшения из пластики или натуральной глины . Изделия из полимерной глины или натуральной после лепки следует подвергнуть термообработке (запекать в духовке),чтобы поделки затвердели.

Но есть универсальный материал для изготовления затвердевающих долговечных поделок, который прекрасно подходит как для детского времяпровождения, так и для досуга родителей - это холодный фарфор.

В этой статье мы расскажем вам о замечательном материале, который называется холодный фарфор. Это очень пластичный материал и идеально подходит для изготовления самых разных поделок, в том числе и искусственных цветов . Ниже вы найдете видео уроки, мастер классы с фото по лепке из холодного фарфора, советы по выбору инструментов и рецепты приготовления этой пластичной массы для лепки в домашних условиях.

Преимущества лепки цветов и других поделок из холодного фарфора очевидны: он не токсичен и безвреден,что делает его популярным для занятий лепкой с детьми, очень пластичен, твердеет на воздухе после изготовления поделки (в отличие от запекаемой пластики: цернит, фимо, скальпи).

По мнению многих мастеров, холодный фарфор (наряду с фоамираном ) является идеальным материалом, из которого можно лепить самые разные цветы любых размеров. Цветы из холодного фарфора выглядят очень реалистично и используются для декорирования объектов интерьера, фото рамок , шкатулок , женских украшений. Из таких самодельных цветов умельцы делают шикарные свадебные букеты, которые будут напоминать молодоженам о ярких впечатлениях долгие годы после свадьбы . Цветочные композиции из холодного фарфора можно часто встретить на выставках, посвященных декоративно-прикладному искусству.

Одно из важнейших свойств этого материала для мастеров - возможность менять форму лепестков цветка даже после высыхания поделки, так как холодный фарфор чрезвычайно пластичный и прочный. Лепить цветок из мягкого холодного фарфора своими руками легко и просто. Цветы можно окрашивать масляными красками, придавая лепесткам и листикам натуральный цвет, добиваясь естественных переходов и оттенков,что повышает реалистичность поделки.

Ухаживать за такими искусственными цветочками очень просто - достаточно иногда обдувать их из фена холодным воздухом. Они не темнеют и не выгорают под солнечными лучами. Даже начинающий мастер, руководствуясь уроками по изготовлению поделок из холодного фарфора, может слепить своими руками цветок и даже букет , который сложно отличить от настоящего!

Такие искусственные цветы органично сочетаются с популярными сегодня стилями, которые используют в работе дизайнеры интерьера. Поэтому всё чаще используются для декоративных решений в оформлении помещений. Некоторые рукодельницы делают своими руками потрясающе красивые композиции из искусственных цветочков для декорирования подарочных упаковок и коробочек. В таких композициях красиво сочетаются цветы из холодного фарфора, фоама и атласных лент (канзаши) .

Инструменты и материалы, которые вам могут пригодиться для изготовления поделок из холодного фарфора:

стеки широкие и узкие;

скалка для раскатывания;

пинцет;

ножницы;

кусачки;

гибкая проволока;

декоративная косметика для тонировки и подкрашивания;

акриловые краски;

акриловый лак (фиксировать готовые поделки после высыхания);

клей ПВА строительный;

влажные салфетки для протирания пальцев во время лепки. Холодный фарфор очень заметно впитывает любую грязь от рук, что может испортить внешний вид поделки.


2. КАК СДЕЛАТЬ ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР СВОИМИ РУКАМИ (С ВАРКОЙ И БЕЗ ВАРКИ ИНГРЕДИЕНТОВ) В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Вариант №1 - подготовка смеси и варка холодного фарфора своими руками:

Ингредиенты:

Глицерин (аптечный) - 1 столовая ложка;

Клей ПВА (для строительных работ) - 1 стакан;

Крахмал (лучший вариант -кукурузный, но можно использовать и картофельный) - 1 стакан;

Кислота лимонная - 1 чайная ложка;

Жирный крем для рук - 1 столовая ложка.

Рецепт (с варкой).

Емкость для приготовления смеси - кастрюля или глубокая алюминиевая миска. Смешать все ингредиенты в указанной пропорции очень тщательно

Поставить емкость на огонь и продолжаем размещать ложкой ингредиенты без перерыва

Сперва должны появиться комочки, потом смесь начнет быстро превращаться в густую массу

Когда содержимое кастрюли соберется в сплошной ком, выключаем конфорку.

На столе разложить клеенку, смазать детским маслом и выложить на смазанную клеенку приготовленную массу.

Замешиваем массу,пока не образуется пригодная для лепки консистенция. Холодный фарфор готов к использованию! Как видите, сделать своими руками отличный материал для лепки поделок не так и сложно.


Вариант №2
- как сделать своими руками холодный фарфор без варки:

Ингредиенты:

- вазелин без добавок (или вазелиновое масло) - 1 столовая ложка;

Кукурузный крахмал (можно и картофельный) - 2 столовые ложки;

Сода пищевая - 50 гр. ;

Акварельные краски (или темпера);

Клей ПВА - 30 гр.

Рецепт (без варки) :


3. МАСТЕР КЛАССЫ. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ЦВЕТЫ, БУКЕТЫ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ ХОЛОДНОГО ФАРФОРА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Мастер-класс №1:

ЦВЕТЫ ИЗ САМОЗАСТЫВАЮЩЕЙ ИСКУССТВЕННОЙ ГЛИНЫ СВОИМИ РУКАМИ. УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ЛЕПЕСТКИ ИЗ ХОЛОДНОГО ФАРФОРА,СКЛАДЫВАТЬ ИЗ НИХ ЦВЕТКИ И ФОРМИРОВАТЬ ЛИСТИКИ .

Мастер-класс №2:

ИЗЯЩНЫЕ ТЮЛЬПАНЫ ИЗ ХОЛОДНОГО ФАРФОРА. ФОРМИРУЕМ ДЕТАЛИ ЦВЕТКА ПО ШАБЛОНАМ,ДЕЛАЕМ КРАСИВЫЙ БУКЕТ ИЗ ИСКУССТВЕННЫХ ТЮЛЬПАНОВ .

Мастер-класс №3:

КАК СДЕЛАТЬ СВОИМИ РУКАМИ ХОЛОДНЫЙ ФАРФОР - РЕЦЕПТ С ФОТО ЭТАПАМИ. ДЕЛАЕМ ИЗ ПРИГОТОВЛЕННОЙ СМЕСИ КРАСИВЫЕ РОЗЫ .

Мастер-класс №4:

ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СПОСОБОВ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХОЛОДНОГО ФАРФОРА ДЛЯ ЛЕПКИ ПОДЕЛОК В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ И МК ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИЗ ЭТОГО МАТЕРИАЛА ЦВЕТКОВ САКУРЫ ИЛИ СИРЕНИ .

Мастер-класс №5:

КАК СВОИМИ РУКАМИ СДЕЛАТЬ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ ОРХИДЕИ. УРОК С ФОТО И ОПИСАНИЕМ ЭТАПОВ РАБОТЫ .

Мастер-класс №6:

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО

Здравствуйте, дорогие читатели. Перед вами вторая редакция (третья редакция доступна в PDF) моей самой первой статьи на тему полимерной флористики. С того самого дня, как я написала эту статью, утекло немало воды. Я узнала много нового, переосмыслила некоторые важные для меня моменты и даже поменяла на что-то свое мнение практически кардинально. В этой статье я постараюсь рассказать вам как можно больше того, что известно мне об этом увлекательном занятии – создание искусственных цветов из холодного фарфора, полимерной глины или даже керамики.

Цветы. Как много радости они приносят нам. Их дарят на праздники, их покупают просто для души, выращивают на подоконниках. Но сколь бы ни были они прекрасны, срезанные цветы рано или поздно увядают, а за горшочными цветами нужен, порой, такой кропотливый уход, что не каждый человек с этим справится. Многие годы люди заменяли живые цветы искусственными, стараясь решить проблему недолговечности живых цветов. Они делали их из камня, глины, бумаги, ткани, кожи… А в наше время наибольшую популярность приобретают цветы из холодного фарфора и полимерных глин, созданных специально для полимерной флористики.

Не смотря на то, что о холодном фарфоре многие слышат лишь впервые, появился он еще в середине прошлого века. Многие источники предпочитают отдавать дань первого открытия именно Аргентине, но существует немало сведений и о том, что «открывали» его приблизительно в одно и то же время повсеместно. Ведь холодный фарфор сам по себе простой для изготовления материал — в его основе лежит крахмал и клей пва. И лишь со временем, когда флористы обратили на него свое внимание, он начал дорабатываться и усовершенствоваться в погоне за мягкостью и эластичностью. Почему же состав, который по сути дела не имеет никакого отношения к фарфору (крахмал + пва) называется холодным фарфором? Все очень просто и без изысков. Засохшая смесь по своему внешнему виду напоминает фарфор, а так как материал не требует обжига и высыхает самостоятельно довольно быстро, то ему дали название «холодный фарфор».

Я не буду углубляться в скучную историю или сравнительные характеристики. Хочу лишь сказать, что на сегодняшний день появляется все больше и больше полимерных глин, которые по своему составу схожи с холодным фарфором, а по техническим качествам даже обгоняют его. Но если вы только начинаете интересоваться полимерной флористикой, и не уверены, что готовы потратить внушительную сумму на изучение разнообразных видов пластика, а так же на покупку солидной горы инструментов, то холодный фарфор — то, что вам нужно. То, в чем полимерные глины вряд ли когда победят эту простую смесь – цена. Заводские полимерные глины продаются за относительно большие деньги. К примеру, на момент написания этой статьи (начало 2013 года), полимерная самозатвердевающая глина Modena от японской фирмы Padico в Москве стоит 550 рублей за 250 грамм, Sukerukun (Япония) – 900 рублей за 200 грамм, Сlear (Японимя) – 450 рублей за 100 грамм. Тайские глины, которые я ставлю на одну ступеньку ниже по качеству, а так же из-за отсутствия или наличия сомнительного сертификата нетоксичности, стоят от 300 до 450 рублей. В то время как материал для приготовления фарфора в домашних условиях обойдется вам в 5-10 раз дешевле. Все зависит от того, какие материалы вы покупаете, и какого эффекта вы хотите добиться. Конечно, со временем вы поймете, что проблема цены решается путем оптовой закупки глины сразу на год, но к этому приходят лишь те, кто решил продавать свои изделия. Да и то, цена все равно остается выше, но вы экономите в другом – время, которое вы потратите на процесс варки и свое здоровье, о котором мало кто думает, пренебрегая простыми средствами безопасности во время приготовления холодного фарфора.

Второе не менее важное качество – эластичность во время лепки. Качественно приготовленный холодный фарфор обладает необычайной эластичностью материала, которая сохраняется даже, когда глина начинает немного подсыхать и сравниться с ней могут лишь особо дорогие глины (например Sukerukun, Clear). Это очень важно особенно в тех случаях, когда мастеру приходится долго работать с одним кусочком холодного фарфора из-за неопытности или в связи повышенной сложностью создаваемого изделия. Многие мастера не обращают внимание на этот пункт и считают аккуратность излишеством. Я не собираюсь спорить с ними. Каждый волен идти тем путем, который ему больше нравится. Я предпочитаю путь изящества, аккуратности и нежности. С каждым своим новым изделием я медленно, но упорно двигаюсь по нему и ни капли не жалею затраченного на всю эту аккуратность времени. Потому что я вижу радость в глазах людей, когда они получают мои цветы и украшения, и это самый лучший показатель для меня того, что я все делаю правильно.

Итак, прошло время лирики. Я исхожу из того, что раз вы начали читать эту статью, то вы что-то слышали об искусственных цветах из полимерной глины, цветах из холодного фарфора, керамической флористике и тому подобное. И вам стало интересно, как самому попробовать сделать что-то эдакое? Что для этого нужно? Как начать? Куда? Зачем? Как!!! Лично меня эти вопросы переполняли, когда я поняла, что информации на известных мне ресурсах не так-то уж и много. Нет, конечно, если задаться целью, то всегда можно найти то, что ищешь, но сколько времени было потрачено для того, чтобы вычленить, что первостепенно, а что не так важно для начала. Думаю, что многим творческим людям знаком тот азарт, который переполняет нас, когда мы загораемся новой идеей. Не зная толком техники и сути, мы идем в магазин и покупаем все, что связано с выбранной нами тематикой и лишь спустя некоторое время мы осознаем, что где-то две трети купленного нами или просто не нужно, или понадобится еще не скоро. Начав писать эту статью, я в первую очередь поставила себе цель не столько рассказать о холодном фарфоре, полимерных глинах и полимерной флористике вообще, а сколько показать, что может понадобиться начинающему мастеру на первых парах. Как можно обойтись подручными материалами и сократить затраты по минимуму на случай, если ваша страсть пройдет. Ведь далеко не все, что мы хотим попробовать, подходит нам.

Хочу сразу сказать, что если вы планируете двигаться по пути полимерной флористики, то у вас просто обязано быть в запасе неограниченное терпение, хорошо развита моторика пальцев, а так же тяга к аккуратизму. А уж если вы рискнете взглянуть в сторону белого фарфора… То терпение, быстрота и аккуратность вам необходимы, как воздух! Отсутствие какой-то из составляющих не лишает вас права и возможности заниматься данным творчеством. Ни в коем случае! Но вы должны понимать, что реалистичные цветы получаются лишь в случае львиной доли терпения, аккуратности и ловкости пальцев. Хотя все эти три качества прекрасно развиваются в процессе. Так что, наверное, главное все же желание. Ну а его у нас предостаточно!

Полимерная и керамическая флористика

Искусственные цветы из фарфора, холодного фарфора и полимерных глин стали появляться в нашей жизни не так давно. Но с каждым днем все больше и больше информации просачивается и становится доступным. Начать хочу, пожалуй, с того, что в самом начале я, как и многие другие люди, была введена в заблуждение тем фактом, что холодный фарфор, самозастывающая полимерная глина относятся к керамической флористике. Заблуждение это привила нам первая появившаяся в России фирма по лепке цветов из полимерной глины. Почему была создана такая дезинформация и путаница, я не знаю. Возможно люди, которые пустили ее, хотели, действительно, принести в страны СНГ керамическую флористику, но поняли, что распространить ее в массы еще сложнее, чем полимерную флористику.

Так или иначе, запомните, что керамическая флористика – это цветы, созданные из глины, которая должна быть подвержена обжигу. То есть – из керамики. Самый распространенный материал – это белый фарфор и его определенные сорта, которые обладают очень хорошей эластичностью. Но, в связи с высокой сложностью самой техники лепки, малый круг потребителей (цены на подобные композиции достигают сотни тысяч рублей) и необходимость иметь под рукой печь для обжига, подобный вид творчества очень редок, но смею заверить вас – результаты поражают.

С большой, очень большой натяжкой холодный фарфор, который как таковой не является фарфором, можно отнести к керамической флористике. Хотя, лично я его отношу скорее к полимерной флористике, о которой, собственно, мы и ведем речь, когда говорим «Цветы и украшения из холодного фарфора» или «Цветы из самозастывающей полимерной глины». Полимерная флористика – это создание цветов из различного рода полимерных глин. Будь то запекаемая полимерная глина или самозастывающая. Причем степень реалистичности полимерных цветов зависит исключительно от выбранных вами полимерных глин. Ну, или, от рецепта вашего холодного фарфора. Некоторые из них по своим свойствам и долгвечности не устапют полимерным глинам. Вот только варить такие, в домашних условиях, лично я не рискнула бы. Да и вам не советую!

Холодный фарфор и его аналоги – самозастывающие полимерные глины

За то время, когда эта статья была написана первый раз, я изучила огромное множество полимерных глин и поняла, что мой первый вывод был верен – нет никакой необходимости описывать в этой статьей сто и одну полимерную глину. Но, пожалуй, о нескольких из них я все же расскажу, как о наиболее запомнившихся мне. Во всех остальных случаях, если у вас есть желание, то вы можете зайти в поисковую систему и потратить пару часов/дней/недель на изучение этого материала. Вы можете потратить деньги и купить себе разные сорта глин, на практике найдя именно тот материал, который наиболее подходит для вас. А я здесь и сейчас лишь вкратце расскажу то, что считаю нужным и в чем я уверена.

Перво-наперво стоит заметить, что всю глину (давайте в будущем и холодный фарфор я так же буду называть как одну из «марок» полимерной глины, хоть это и не так, но так проще для рассказа, и это не противоречит общепринятым понятиям) можно разделить на мягкую и жесткую, пористую и гладкую. Существует еще множество различных классификаций, но для меня они не актуальны. Как я уже заметила, по технике лепки люди любят работать или с очень мягкой, эластичной глиной, или с более жесткой, резинообразной. Мое личное мнение заключается в том, что эластичная, мягкая глина позволяет делать более реалистичные композиции, приближенные к живым цветам. Мой разум встает на дыбы, когда мне в руки попадается неповоротливый резиновый материал, из которого можно сделать декоративные цветы, но никак не подобные настоящим. Кто-то может не согласиться со мной, но вся эта статья – мои личные выводы и рассуждения, не претендующие на учебное пособие и прописные истины. Я делаюсь своим опытом и своим мнением. Как им воспользоваться и что почерпнуть из всего этого для себя — дело ваше. Так вот, именно по этой причине практически 80% полимерных глин тут же отсеивается. Я не покупала все глины подряд. Я читала о них отзывы, смотрела выполненные из них работы, просматривала доступные видео. Хочу лишь заметить одно. Покупая глину, помните, что практически все (или даже все) они боятся заморозки. По этой причине не покупайте глину почтой в зимнее время. Если вы хотите попробовать глину первый раз – купите ее в теплый период или приобретите непосредственно в магазине. В сумке пару часов на морозе глина не погибнет. Замороженная глина, после разморозки, теряет свои эластичные свойства и становится «дубовой» или «резиновой». Некоторые из них можно реанимировать при помощи вмешивания воды или глицеринового крема, но в обеих вариантах результат уже будет, откровенно говоря… в сто раз хуже самого худшего холодного фарфора. Возможно, я немного преувеличиваю, но так или иначе, цветы, слепленные из реанимированной после заморозки глины, выглядят не так «свежо».

Но вернемся к нашим свойствам. Второй не маловажный для меня атрибут – это текстурность самого материала. Я люблю, когда глина имеет гладкую структуру, напоминающую полимерные глины Fimo для обжига/запекания. То есть, по сути дела, как у очень мягкого и эластичного пластилина. По этой причине мною была сразу отброшены две популярные марки для керамической флористики Claycraft by Deco и Hearty by Padico. Эти глины обладают более пористой структурой, чем мне того хотелось бы, хотя у меня и есть линейка Hearty, которые я использую в особенных случаях, где необходима шероховатость и бумажность. Помимо этого Claycraft слишком хрупкий, и если уж выбирать между ним и холодным фарфором, то второй и дешевле, и прочнее. Хотя, если выбирать между гладкими полимерными глинами и холодным фарфором я выберу первое. Почему? Потому что с недавних пор считаю, что полимерная основа более гибкая и долговечная. Но если основной ваш вопрос цена на начальных этапах, то я не вижу смысла вам гнаться за известной маркой, которую вы можете заменить чем-то, что можете приготовить сами дешевле? Главное – не забывайте о технике безопасности!

Из всех покупных полимерных глин на сегодняшний день мне приглянулась глина Modena by Padico и Sukerukun. Вторая глина – это просто мечта! Однако ее цена значительно уменьшает азарт. Достоинство обеих глин перед холодным фарфором заключается в том, что после высыхания эти глины становятся водостойкими и гибкими, чего нельзя сказать о холодном фарфоре, хотя гибкости можно все же добиться при добавлении в смесь редких видов клея ПВА или эластификаторов. Глина Modena уступает в эластичности во время лепки холодному фарфору и тайским полимерным глинам типа Thai Clay, Modern Clay и т.д. Но, на мой личный взгляд, ни одна глина не способна переплюнуть эластичность Sukerukun. Пожалуй, только одно это уже оправдывает ее стоимость. Хотя, мне кажется, что цена, которая почти в два раза выше, чем у Modena такова из-за сомнительной прозрачности глины. Да, несомненно она самая прозрачная, но не надейтесь получить из нее смородинку или виноград. Нереально. Вот поэтому, из-за столь различных свойств глин, в своих композициях я использую сочетания разных типов.

Для украшений я всегда использую только водостойкие и гибкие глины. Основная глина для украшений – Modena. В тех случаях, когда эта глина не справляется по своей эластичности, я использую Sukerukun. Известную водостойкую глину Luna Clay я использую в тех случаях, когда мне нужна, наоборот, жесткая конструкция в украшении или композициях.

Для цветочных композиций я использую тайские глины, а, точнее одну – Modern Clay Blue. Она более мягкая и эластичная, чем Modern Clay Green, которую можно получить из голубой путем «заветривания».

Когда я начинала лепить, мой арсенал ограничивался лишь Modena Clay. Хочу честно вам сказать, что даже сейчас я могу смело обходиться только ею. Но здесь уже в ход идет исключительно любопытство и желание экспериментировать, узнавать что-то новое и поэтому сейчас в моем ящике с глиной целый ворох разнообразных упаковок «всех цветов радуги». Мне даже страшно подумать, сколько денег на это ушло…

Так. Ну а теперь главный вопрос! Где купить! Уже ясно, что холодный фарфор можно сварить самостоятельно. Благо в сети бесконечное число рецептов. Главное здесь не просто найти рецепт, но и посмотреть, что из него получается. Будьте внимательны и убедитесь в том, что выложенные фотографии в рецепте сделаны автором именно из холодного фарфора, сваренного по именно этому рецепту, а не собраны со всего интернета, что покрасивее. К примеру, сейчас по сети гуляют мои тюльпаны из Modern Clay Blue, которые показывают, как результат лепки из холодного фарфора без варки. Я очень сильно сомневаюсь, что там может получиться что-то близко похожее…

Самозастывающие полимерные глины так же можно купить в магазине. Самым лучшим место поиска является наш родной и неповторимый Интернет. Достаточно ввести название марки искомой вами глины и слово «купить», и вы найдете множество полезных результатов. Если сильно поднапрячься, то можно поискать на японских и тайских сайтах. Там глина намного дешевле. Но доставка вам окупится лишь в том случае, если вы закажите большую партию. Эдак, сразу на год вперед.

Кстати говоря, раньше в этой статье была информация о глине Fleur, которая, как принято говорить, является в девичестве все той же Modern Clay. Я до сих пор остаюсь при мнении, что Fleur по своему качеству хуже Modern Clay. И менять его не планирую. По крайней мере, пока на прилавках не перестанет появляться перемерзшая или старая глина с нарушенной герметизацией пакетов. Конечно, и у других продавцов можно найти некачественный товар, но Fleur встречается у нас (по крайней мере в Москве) пока что чаще других полимерных глин. Я уже не говорю о том, что ее цена в два раза выше Modern Clay… В общем, просто будьте внимательны, когда покупате глину, она даже в плотной упаковке должна хорошо проминаться под вашими пальцами. А Modena и того больше – полностью расплющивается на уголке. Однако я ни в коем случае не говорю, что непосредственно «свежий» Fleur плохой материал. Просто найти его очень сложно. Даже если вы покупаете прямо в магазине этой фирмы.

Но не зависимо от фирмы и свежести глины, хранить ее необходимо в герметичном состоянии. Пищевая пленка пропускает воздух, поэтому помимо нее лучше всего заворачивать глину в полиэтиленовую пленку. Тогда даже подкрашенные кусочки сохранятся достаточно долго.

Второстепенные материалы и инструменты

Целью данного подраздела является не перечислить вам все существующие варианты инструментов и материалов, а рассказать, что вам пригодится в самом начале, и чем это можно заменить.

Краски

Самый основной из второстепенных материалов, от которого сложно отказаться – это краски. Красками красят поверх готовое изделие, их так же добавляют непосредственно в глину, придавая ей нужный цвет. Профессионалы используют масляные краски, так как они, в отличие от акриловых красок, не содержат воду и не высыхают так быстро, и, следовательно, не ускоряют процесс затвердевания глины, и с ними не нужно сильно возиться, как с пастелью после которой все вокруг покрыто тонким слоем цветной пыли. Так же при тонировании масляными красками можно сделать красивые и плавные переходы, которые нельзя получить при работе с акрилом.

Использовать можно, как самые дешевые масляные художественные краски, так и дорогие. Разница заключается лишь в том, что дешевые краски иногда могут неожиданно повлиять на глину. Например, многие сталкиваются с тем, и я это так же пережила, что синие цвета Сонета и Мастер-класса при добавлении в самоварный холодный фарфор приводят к появлению очень неприятного запаха у глины. Этот запах пропадает после высыхания, но работать с таким материалом неприятно. Или, к примеру, сонет содержит в себе такое количество льняного масла, что оно просто выливается из тюбика вместо краски. Приходится постоянно контролировать процесс, а это не всегда удается. Одной из рекомендуемых фирм является Winsor & Newton. Масло этой фирмы можно купить практически в любом художественном магазине. Я пользуюсь именно этими красками. Палитра цветов у меня довольно большая, так как этими же красками я пишу картины. Для начала вы можете купить недорогой, маленький набор масляных красок фирмы Сонет из 12-ти цветов. Стоит он не много, и если вам не понравится полимерная флористика, и вы не найдете маслу другое применение, то будет не так жаль потраченных денег.

Я так же пользуюсь водорастворимым маслом фирмы Winsor & Newton, но только для тонирования и текстурирования уже подсохших изделий. Это позволяет мне избегать использования растворителей и разбавителей, от которых потом так ужасно болит голова. Добавление такого масла в глину сокращает время его эластичности. Даже в герметическом пакетике глина начинает со временем терять ее. А вот добавление обычных масляных красок, наоборот, увеличивает эластичность. После того, как вы добавите немного цвета и хорошо перемешаете глину до однородного оттенка, заверните ее в пленку и дайте ей полежать минут пять. Можно даже погреть немного в руках. После чего снова перемешайте глину, и вы увидите, насколько эластичной она стала.

Обратите внимание, что в масляных красках есть два вида белил. Цинковые и титановые. В полимерной флористике используют в основном цинковые белила. Они сохраняют фарфоровость у глины и при малых порциях даже прозрачность. Титановые белила полностью убивают прозрачность, а так же делают глину похожей на пластмассу, помимо этого такая глина очень быстро теряет эластичность во время лепки и часто даже начинает крошиться. Но иногда титановые белила вам все же будут нужны.

Клей

Практически все цветы делаются по частям, и эти детали потом необходимо как-то соединить. Обычно для этих целей используют самый обычный клей ПВА. Однако стоит помнить то, что клей ПВА прекрасно соединяет сырой материал с сырым материалом или высохшим, но два высохших кусочка глины с большой вероятностью не соединятся при помощи ПВА. И тогда вам понадобится что-то понадежнее. Самое простое решение – супер-клей секунда или момент. Сцепляют моментально и крепко. Особенно пальцы с глиной… Обычно и ПВА, и супер-клей есть в каждом доме, а если их и нет, то приобрести не проблема.

Многие флористы вместо ПВА используюсь латексный клей. Внешне он похож на клей ПВА, при высыхании становится прозрачным, специально предназначен для работы с пластикой. Хотя, как и ПВА с трудом соединяет две высохшие детали из холодного фарфора или полимерной глины. Лично я не вижу особого смысла покупать этот клей на первых этапах. Если вы решите продавать свои работы, вот тогда стоит поискать подобный клей. Я закупаю большую бутылку и отливаю себе по-немногу. Так как латексный клей имеет привычку подсыхать, становится более тугим или вообще засыхать окончательно. Так как банку с клеем все время забываешь закрывать во время лепки.

Проволока

В основе большинства цветов лежит каркас из проволоки. В зависимости от размера цветка, проволока может быть как совсем тоненькая, так и толщиной с карандашный грифель. Пожалуй, это тот инструмент, который сложно чем-то заменить и который будет вам рано или поздно необходим. Причем обычно раньше, чем позже. Поэтому, если вы планируете заняться полимерной флористикой, то вам обязательно нужно прозондировать почву своего города на то, где вы можете купить проволоку. Купить ее можно на строительных рынках и в магазинах для творчества (свою первую проволоку я покупала в магазине для бисероплетения)… Думаю, что вы сможете найти еще множество мест, если сильно постараться. В специализированных магазинах для флористики проволока продается в обмотке. Обычно в зеленой или белой. Скажу честно-толка для нас от этой обмотки никакого. Больше неудобств, скорее уж. Но такая проволока выглядит красивее и с ней приятнее работать, хотя иногда обмотка имеет привычку на концах лохматиться и раскручиваться, и ее приходится проклеивать, что, конечно же, немного раздражает. Лично я предпочитаю проволоку без обмотки. Мне очень нравится крашеная проволока, которую продают в магазинах для бисера. Мало того, такая проволока еще и стоит дешевле.

Тейп-Лента

Эта хитрая лента продается далеко не в каждом городе. Несколько лет назад ее даже в Москве было трудно найти. Разве что только в редких специализированных магазинах по флористике. Сейчас дела обстоят проще. В полимерной флористике тейп-лента нужна для того, чтобы соединять детали с каркасом, если они насажены на проволоку. Двухсторонняя липкая лента очень хорошо стягивает все проволоки, превращая их в аккуратный стебель, который уже потом, по желанию, можно обкатать глиной. Но даже без обкатки такие стебельки выглядят уже достаточно хорошо. Без тейп-ленты вам придется несладко. Если у вас нет никакой возможности купить тейп ленту… ну что же… тогда вам придется импровизировать. Можно попробовать использовать строительный бумажный скотч. Это, конечно, еще тот заменитель, но лучше уж с ним, чем вообще без ничего. Главное, не забудьте потом обкатать стебелек, иначе выглядеть такое цветочек будет не очень красиво.

Тейп-лента бывает разных цветов. Нам больше всего понадобится именно зеленая лента, но вы так же можете приобрести коричневую, если отыщите или любую другую, если нужных цветов не найдете. Лучше с лентой, чем без нее!

Пищевая пленка и коврик для лепки

Я полагаю, что объяснять необходимость и суть двух этих предметов не стоит. Без них можно обойтись, но пленка поможет сохранить вашу глину надолго, а коврик организует ваше рабочее пространство и позволит содержать его в чистоте во время работы. Если уж совсем разойдетесь, то можно купить коврик для резки бумаги (они обычно зеленого цвета с разделителями на сантиметры) и герметичный контейнер для завернутой в пищевую пленку полимерной глины. Это даст дополнительную гарантию от высыхания и организует десятки разноцветных кусочков, которые со временем у вас будут накапливаться.


Ножницы, кусачки, бокорезы и прочее

Вам будет тяжело работать без маленьких ножниц. На первых парах вам подойдут обыкновенные маникюрные ножницы, но в дальнейшем я настоятельно советую найти и купить маленькие ножницы с прямыми и длинными, тонкими лезвиями. Чем тоньше и длиннее сталь – тем лучше. Мне пришлось потратить несколько недель, прежде чем в очередном магазине я смогла найти нужные мне ножницы за приемлемую цену.

Так же вам в дальнейшем пригодятся:

— круглогубцы — если вы собираетесь делать украшения с использованием фурнитуры
— пинцет — иногда детали бывают такими мелкими, что пальцы начинают казаться толстыми и неповоротливыми, а так же пинцетом можно быстро делать петельки на тонкой проволоке
— бокорезы — для разрезания толстой проволоки
— плоскогубцы — для выравнивания и загибания толстой проволоки

Большинство инструментов без труда отыщутся в любом доме. А если у вас их и нет, то, по-моему, самое время ими обзавестись!

Стеки

Последняя серия важных инструментов – это стеки. К сожалению, большинство стеков для скульптуры не подойдут. Здесь нужны свои определенные стеки. Но со временем, возможно, вы что-то и прикупите из обычных скульпторских стеков в зависимости от ваших желаний и потребностей. Наши же два основных стека выглядят вот так:

В виде спицы

В виде палочки с шариками на концах

Если у вас есть возможность, то лучше сразу купить такие стеки. Разных размеров и побольше! Если у вас в голове живет здравомыслящий человек, то для начала лучше понять, какие стеки вам понадобятся.

Первый базовый стек очень сильно похож на толстую спицу. С одной стороны диаметр окружности 1,5-2 мм, а с другой 4-5 мм. Несмотря на свой размер, этим стеком я раскатываю даже миниатюрную сирень и незабудки. Купленный позже стек поменьше и похожий на тонкую спицу используется мною для создания очень мелких цветов, например, вереск или миниатюры. В общем, подводя итог, хочу сказать, что для начала стоит опробовать какие-нибудь подручные материалы, и уже потом, опираясь на эти знания, покупать себе стек. Хотя среди них не так уж и много разнообразия. В качестве заменителя вы можете использовать спицу, палочку от японской кухни или даже шило. Я, например, начинала с шила.

Второй стек с шариками кажется незаменимым, но это не так. Достаточно отыскать прочную палочку (кисточка, карандаш, толстая проволока) и приклеить к ней гладкие бусины нужного вам размера. Я, к примеру, очень долго время пользовалась шариком из холодного фарфора, насаженным на деревянную палочку. Лишь значительно позже я купила себе набор разноразмерных стеков и, собственно, особой разницы не почувствовала. Ну, кроме того, что железные инструменты все же лучше легкой кисточки и не менее легкого шарика.

Полезным инструментом, на мой взгляд, является роликовый нож. Я помню, как с удивлением изучала его, не зная куда применить, но потом оказалось, что таким ножом очень хорошо вырезать из раскатанного слоя глины нужные формы или делать углубления в глине для обкатки стебля. Впрочем, без этого инструмента можно прекрасно обойтись, но если вы его себе купите, то лишним он точно не будет. Главное – покупайте сразу стальной, а не пластмассовый.

Молды и каттеры

Вот уж куда можно сливать бесконечно свои денежки. Молды и каттеры значительно упрощают жизнь флориста, но если у вас нет бездонного мешка с золотом, то вам стоит десять раз подумать, прежде чем купить молд или каттер.

Молд – это отпечаток текстуры с лепестка или листика живого цветка, который мы используем для придания реалистичного сходства при лепке. Без молдов обойтись будет тяжело, но многие цветочки все же можно лепить и без них, поэтому не спешите покупать молды. Во-первых, они стоят дорого, во-вторых – их можно сделать самостоятельно.

Для этого вам понадобится:

— пластилин.

— эпоксидка или самый обычный силиконовый герметик.

— листик, с которого вы хотите сделать оттиск.

Сначала раскатайте кусочек пластилина и приложите к нему листик. Таким образом вы получите отпечаток. Вокруг этого отпечатка налепите еще пластилин в виде бортиков. В получившуюся «емкость» залейте подготовленную эпоксидную смолу или силиконовый герметик (не забудьте разровнять аккуратно герметик, чтобы он заполнил все углубления). Дайте высохнуть и уберите пластилин. Вот и весь сказ. Так же вы можете заказать из США силиконовую двухкомпонентную пасту, которая пригодна не только для создания различных оттисков, но и для изготовления форм для выпечки. Так что если вы попутно занимаетесь украшениями тортов, то можете смело создавать себе молды и для этого направления. Чтобы создать такой силиконовый молд, нужно смешать два компонента и сделать на образовавшейся массе, которая очень похожа на нашу полимерную глину, оттиск. Спустя несколько часов силикон застынет окончательно. И молдом можно будет пользоваться. Так же, летом и весной в качестве молдов можно использовать просто живую листву, но ближе к осени советую все же озаботиться запасом необходимых молдов.

Что же касается каттеров – формочки для цветов и листвы, то лично я считаю, что они убивают живость цветка, но иногда без них все же не обойтись. Одинаковые, скучные лепестки смотрятся не очень естественно там, где природа допускает диспропорции. Если вы пользуетесь катерами, не забывайте после этого поработать над каждым листиком и лепестком, добавив ему индивидуальность, немного изменить форму. Каттеры стоят очень дорого, и многие мастера делают их вручную из консервных банок, нарезая те на полосы и затем придавая им нужные формы. Некоторые каттеры довольно полезны, но без большинства все же можно обойтись или воспользоваться выкройками из картона, которые можно приложить к раскатанному кусочку глины и затем аккуратно вырезать ножницами или роликовым ножом. На первых парах каттеры вам не понадобятся, поэтому можете смело о них забыть.



Паста-машина
Я не буду рассказывать, какую машину лучше выбрать и как ею пользоваться. Могу сказать лишь одно – большинство паста-машин – это простые машинки для раскатки самого обычного теста разной толщины. Паста-машина вам не понадобится еще довольно долго, но если вы захотите ускорить процесс лепки цветов, чьи лепестки и листья нужно вырезать каттерами, то паста-машина значительно сэкономит вам время. Мало того – она раскатает равномерно ваш пласт глины и, что не менее важно – не оставит на ней ваших отпечатков пальчиков. Не забывайте, что в отличие от запекаемого пластика, наша полимерная глина очень липкая и может намотаться на ролики паста-машины. Поэтому лучше всего прокатывать глину в специальной пленке или «файле». И то и другое можно купить в любом магазине полимерной флористики вместе с паста-машиной.

Крем
На своих мастер-классах я часто сталкиваюсь с тем, что всегда в самом начале, когда я рассказываю об инструментах, возникает вопрос раньше времени «а зачем нужен крем и какой?». Во-первых, бытует ошибочное мнение, что кремом можно восстановить глину. Надо сказать, что я сама в это долгое время верила, пока не поняла на практике, что основной смысл крема заключается совсем в другом – он используется в тех случаях, когда ваша глина слишком липнет к рукам и инструментам. Так же она помогает немного, совсем немного восстановить эластичность глины, но не ее тягучесть. Это немного разные понятия. Чтобы восстановить саму глину, нужно вмешать в нее то, что она потеряла, став жесткой, а именно – воду. Крем, как более жидкая субстанция, чем сама глина, может отчасти вернуть эластичность, заменив собой воду, но в больших количествах крем приводит к нарушению структуры глины. И большому разочарованию со стороны творящего.

Какой крем нам подойдет? Да совершенно любой, содержащий глицерин. Я долгое время пользовалась «Бархатными ручками», а потом купила приятный на запах крем Pond’s, который имеется в больших количествах в магазинах полимерной флористики. Пожалуй, основное его достоинство – широкое горлышко банки.

Ну что же. Вот и все, пожалуй, что я хотела сообщить о материалах. Как вы видите, я рассказала очень коротко и мало, но мне кажется, что я сообщила самое главное:
— с какой глины лучше начать
— какие краски лучше купить
— какие инструменты могут пригодиться в начале
Остальное вы все узнаете сами, постепенно изучая техники, приемы, хитрости.

В следующей части я расскажу вам о том, .

Ну а пока что вам стоит запастись необходимыми для него материалами:

  1. Ну а пока что вам стоит запастись необходимыми для него материалами: Полимерная глина (можете сварить самостоятельно или приобрести полимерную глину Modena, Modern Clay, Thai Clay)
  2. Набор масляных красок «Сонет» 12 цветов маленький, кисточки №1, 2, 4 (синтетика или колонок, лучше плоские или овальные), N8 (пушистая круглая кисточка из очень мягкой синтетики), разбавитель
  3. Проволока №28х12 — 22 шт (так же подойдет проволока для бисера средней толщины, она должна выдержать вес цветочка и не согнуться от него пополам)
  4. Проволока №18х12 – 1 шт
  5. Клей ПВА (или латексный клей)
  6. Тейп-лента зеленого или коричневого цветов
  7. Ножницы маникюрные (желательно с прямыми кончиками)
  8. Стек базовый (или что-то, что его может заменить, например, спица)
  9. Терпение и хорошее настроение!

Если у вас есть какие-то вопросы, спрашивайте! Если я знаю на них ответы, то обязательно поделюсь информацией.

При копировании урока на другие ресурсы, помните, что вы соглашаетесь с тем, что урок должен быть размещен как есть. Вы так же обязаны указать первоисточник - то есть установить ссылку на данный ресурс.

vakhara

Занимаетесь рукоделием и до сих пор еще не пробовали делать цветочные композиции в технике холодного фарфора? Самое время это исправить!

Для приготовления холодного фарфора нужно:
- 50 грамм крахмала;
- 50 грамм соды;
- 50 грамм воды;
- любой краситель.

Для декора композиции вам понадобится:
- органза;
- силиконовый пистолет и клей;
- зубочистки (примерно 20-25 штук);
- тонкая проволока 1 м;
- пенопласт;
- горшок или другой керамический сосуд;
- лак в баллончике;
- бусины.

Итак, для начала нужно приготовить холодный фарфор. В алюминиевой кастрюльке следует смешать крахмал и соду, потом в воду добавить немного красителя, дать ему полностью раствориться и лишь затем влить жидкость в эту кастрюлю и хорошо размешать ее с другими ингредиентами.

Варить фарфор нужно на маленьком огне, постоянно помешивая, примерно 3 минуты, но нужно следить за консистенцией, смесь должна быть густой и едва отдираться от стенок кастрюли. После того, как фарфор будет готов, ему нужно дать остыть.

Для изготовления роз нужно оторвать небольшой кусочек фарфора, распластать его по ладони. По сути, это напоминает лепку из пластилина.

На зубочистку, удерживаемую в вертикальном положении, нужно аккуратно закрепить первый лепесток.

Так, по одному, крепить, пока не выйдет небольшая розочка.

Ее размер вы можете сами выбрать. Не во всех розах будет одинаковое количество лепестков – ничего страшного, главное, чтобы они хоть приблизительно были одного размера.

Для композиции нужно минимум 7 штук. В любом случае, лучше делать 2-3 штуки запасных. Цветы должны высохнуть в течение 3 дней. Нельзя ставить их на солнце. Когда они полностью затвердеют, обязательно покройте их лаком (лучше использовать лак в баллончике). За эти 3 дня вы сможете выбрать 7 самых красивых роз, к тому же, если нижние лепестки неудачно закрепились, за это время они могут попросту отпасть.


Теперь можно приступать к декору. Для этого нужно разрезать органзу на небольшие квадратики, приблизительно 5х5 см. Они не обязательно должны быть ровные, потому что небольшие уголки только украсят композицию.

Их нужно согнуть по диагонали, потом пополам, чтобы вышел маленький треугольник. Теперь его следует закрепить на зубочистку, а снизу – зафиксировать проволокой.


Таких треугольничков нужно будет около 10 штук. Таким же образом нужно сделать 7 треугольников, только органзу следует закреплять посередине зубочистки, чтобы на ее кончике можно было приклеить силиконовым клеем белую бусинку. Таких треугольников нужно 7 штук.





Холодный фарфор в интерьереОсвоив этот вид лепки, вы сможете гармонизировать свой интерьер и надарить массу отличных подарков друзьям и знакомым. Подарок, сделанный специально для этого подоконника, этой комнаты, этой хозяйки не заменят никакие магазинные скульптуры, панно, деревца, букеты.

Удачно выполненные цветы из холодного фарфора только на ощупь можно отличить от настоящих. Они не выгорают, не вянут, они безупречны. И уход за ними очень прост - обдуть холодным воздухом из фена, и все дела.

Все аргументы говорят за то, чтобы освоить мастер класс лепки из холодного фарфора (иногда говорят «прохладного» или «морозного»). Трудность содержится только в филигранности работы. Но, как мы помним, развивая мелкую моторику пальцев, человек упорядочивает работу нейронов головного мозга. Говоря простым языком, каждый вылепленный лепесток гармонизирует и исцеляет нервную систему мастера.

Почему такое название? Почему именно фарфор, да еще холодный? Не отвечу. Потому что не знаю. И никто не знает. Можно только догадываться, что фарфором масса для лепки названа по внешнему сходству с настоящим хрупким и полупрозрачным фарфором. А холодным, скорее всего потому, что не требует обжига в печи.

Что касается истории возникновения, то все источники указывают на начало двадцатого века в Южной Америке, точнее Аргентине. Каким образом это чудо из маленькой страны охватило весь мир, тоже загадка. Хотя все знают: хочешь сказать что-то по секрету всему свету - скажи это интернету:).

Холодный фарфор от «MILAN». В брикете 500 гр., в коробке - 200. Стоимость одинакова, качество очень хорошееСостав холодного фарфора для лепки прост и включает в себя крахмал, клей ПВА и глицерин. Именно эти компоненты массы для лепки выгодно отличают ее от пластики и других составов. Мастера в один голос говорят, что у холодного фарфора практически нет недостатков, и работать с ним легче, чем с остальными материалами для лепки. Идеально подходит для всех видов лепки, настолько он мягок и пластичен. Этот привлекательный материал можно купить в магазинах для художников. Стоимость - от 50 евро за упаковку.

Я слышу возмущенные возгласы! J нужно быть фанатом, чтоб выложить 500 гривен за двухсотграмовую коробочку непонятно чего еще, а потом успокаивать нервы лепкой лепестков. Не стоит переживать. Давным-давно все мастера делают массу холодного фарфора для лепки в домашних условиях. Есть много рецептов на основе тех же трех компонентов. Добавляют лимонную кислоту, стеарин, парафин, детское масло, камфору, сухой мел, зубной порошок, вазелин, детский крем или крем для рук… Так как сварить массу собственноручно стоит в сотни раз дешевле, стоит пробовать и выбрать для себя оптимальный вариант.

Рецепты холодного фарфора

Рецепт первый:

1 стакан крахмала кукурузного (240 гр.). Именно кукурузного, потому что картофельный не даст такой пластичности и прозрачности;
1стакан ПВА (240 гр.);
2 ст. л. детского масла «Джонсонс бейби»;
2 ст. л. винного уксуса или лимонного сока, или лимонной кислоты чайную ложку;
В конце 1 ст. л. крема (плотного, жирного, типа «Nivea»), наносим на доску для замешивания холодного фарфора.

Замешиваем массу тщательно, помещаем в микроволновку на 30 сек. Вынимаем и снова замешиваем. Повторяем весь процесс три раза. После этого месим еще минут 5 и помещаем наш фарфор в герметичную емкость. А емкость - в холодильник.

Холодный фарфор рецепт второй:

1 стакан крахмала кукурузного, а еще лучше рисового;
1 стакан сухого мела;
2 стакана ПВА на виниловой основе;
6 чайных ложек жидкого вазелина;
6 капель формалина (формальдегида). Его легко найти в аптеке, но работайте с ним осторожно, чтобы не попал в глаза, или на ранку.

Сначала смешиваем крахмал с мелом, затем постепенно, тоненькой струйкой доливаем клей и вазелин. Замешиваем. Когда масса станет плотной, добавляем формалин. Если «тесто» слишком тугое, доливаем по капельке воды, чтоб стала консистенция удобной для лепки. Все. Варить не нужно. Храним так же - в банке из-под крема или в целлофане. Фарфор, приготовленный по такому рецепту, никогда не дает трещин при высыхании.

Готовая самодельная масса холодного фарфора для лепкиРецепт холодного фарфора третий:

1 стакан клея ПВА;
1 стакан кукурузного крахмала;
2 ст.л. глицерина;
1 ст. л. детского питательного крема.

Варим по принципу заварного теста. Сооружаем паровую баню. В стеклянную миску выливаем клей, постоянно помешивая, вливаем крем, затем глицерин. Потихоньку сыпем крахмал, не останавливаемся, колотим! Когда масса загустела настолько, что уже не вымешивается, вынимаем и выкладываем на разделочную доску, смазанную кремом. Когда остынет до приемлемой температуры, месим руками минут 5. Храним так, как описано выше.

По любому из рецептов масса получается белая. Поэтому можно добавлять акрил или пищевой краситель (капельку!) в процессе замеса, а можно красить потом. Понятно, что красить большое количество массы нужно в том случае, когда оно предполагается выработаться. Например, зелень для растений. В остальных случаях - красим готовые высохшие изделия.


Инструменты для работы с холодным фарфором

1. скалка для раскатывания или бутылочка с холодной водой;
2. стеки;
3. ножницы;
4. кусачки;
5. пинцет;
6. проволока для стеблей;
7. акриловые художественные краски;
8. косметика декоративная для подкрашивания;
9. клей ПВА для монтажа;
10. лак акриловый для фиксации высохших изделий;
11. влажные салфетки - масса моментально впитывает малейшую грязь, поэтому руки должны быть чистые как у хирурга.


Когда масса наварена, и мы себя видим вооруженными до зубов всякими инструментами, можно приступать к работе с холодным фарфором. Учиться лучше на цветах. Они не могут не получиться. И заодно движения и приемы отработаются на повторениях.

Холодный фарфор мастер класс букет сирени

1. Лепим сначала белую сирень, затем наносим сиреневые оттенки.

2. Сырая масса очень быстро обветривается, помним об этом. Поэтому, отщипнув нужное количество холодного фарфора для работы, остальной плотно закрываем. Не забываем об этом на протяжении всей работы.

3. Берем капельку массы размером с горошину.

4. Крутим пальцами, прижимая и формируем. Так подобие объемной капельки.

5. Теперь разрезаем ножничками широкую сторону капельки. Раз и еще раз, крест-накрест. Не дорезаем до конца буквально 3-4 мм. Пальцами осторожно расправляем лепестки.

6. Готовый цветок получается в три приема. У готового цветка пинцетом придаем форму лепесткам.

7. Теперь отрезок проволоки складываем вдвое, скручиваем. Сгиб макаем в ПВА, а острым концом протыкаем серединку цветка сверху и протягиваем до упора. Ставим в стаканчик. Даем клею высохнуть.

8. После высыхания клея смыкаем лепестки.

9. Теперь делаем цветок с остроконечными лепестками. Вылепливаем такую же каплю, но разрезаем ножничками не широкую, а узкую сторону. Остальные шаги такие же, как и для первого цветка.

10. Третий вид цветка сирени - нераспустившийся. Чуть изменяется очередность шагов. Горошину массы сразу садим на проволоку с капелькой клея. И крутим форму капельки, когда уже она плотно сидит на стержне. Затем разрезаем ножничками самую верхушку капли. И не трогаем ее больше. Видите, как просто и быстро. Делаем столько разных цветов, на сколько хватит терпения.

11. Далее также делаем сиреневые цветки с холодного фарфора. Для того чтоб получить сиреневый красивый оттенок, тонируем массу в процессе разминания. Отщипываем кусок, который примерно уйдет на нужное количество цветков, формируем лепешечку. И в центр ее капаем каплюшечку сиреневого акрила. Чем меньше, тем лучше. Потому что лишнее количество краски не впитается, а будет только пачкаться и пачкаться. Капнули и разминаем, пока не станет окраска однородной. Слишком бледная - капаем еще. Месим, пока не будет достигнут нужный эффект.

12. Когда наделано немереное количество цветков, оставляем их сушиться. Сохнут такие крохи не больше суток. Нужно помнить, что при высыхании деталь уменьшается в объеме процентов на 20%. И сквозняков следует избегать, чтобы не было всяких неприятных сюрпризов.

13. Когда все заготовки-цветочки сухие, собираем соцветия, скручивая проволоку. Серединки красим желтым.

14. Листья вырезаем ножницами из раскатанной массы, покрашенной в зеленый. Прожилки делаем стеком. Это мы проходили еще в детском садике. Крепим и сажаем на ветку так же, как цветы.

15. Собираем весь букет.

Холодный фарфор мастер класс цветы сакуры

1. Сакуру делать еще интереснее. Скатываем две длинные «колбаски»: белую и затонированную нежно-розовую. Белая в два раза толще, чем розовая. Складываем их вместе, можно придать форму бруска. И нарезаем кубики.


2. Из каждого брусочка формируем лепесток.

3. Собираем лепестки в цветок, берем капельку ПВА в помощники! У собранных лепестков пробиваем отверстие под стебель из проволоки.


4. Бутончики сакуры. Также как для сирени - капля на проволоке, но сверху можем еще вырастить по паре лепестков.


6. И так, как ветку сирени скручивая проволоку, собираем ветку сакуры. Соблюдая, конечно, ее природное строение. На готовую ветку наносим тонкий слой массы, выкрашенной в коричневое. Пальцами формируем образ коры.


И во всех остальных случаях - смотрим на цветок и пытаемся повторить созданное природой. Все будет сводится к двум способам лепки:

Объемной из горошины;
- плоской из раскатанной массы.

Далее сделали заготовку, подгоняем форму, красим, собираем. Как видите, сложного нет. Есть кропотливое, есть необходимость в тщательном труде, который выдает в результате умопомрачительную красоту живой природы. Вряд ли можно придумать более изысканный подарок в интерьер.

Елена Бессмертная