Многие люди, начинающие работать с берестой, задаются вопросом: как делать прорезную резьбу? Я встречала разные подходы к этому. Привожу свой вариант в качестве мастер-класса.
Итак, какие инструменты нам понадобятся?
Во-первых, это конечно же нож- косяк и нож-перо:

Нож-косяк (справа) нужен для первоначальной обработки бересты от наростов и неровностей на белой (изнаночной) стороне. Ее необходимо почистить, чтобы затем бересту с прорезанным орнаментом наклеить на изделие (шкатулка или фон для картины).
Миниатюрный нож- перо (слева) нужен для самой резьбы. Многие вологодские мастера пользуются при резьбе только им.
Я же пользуюсь еще и стамесками по дереву. Это дугообразные стамески различной степени выпуклости, прямые и треугольные:

Зарекомендовали себя стамески из серии «Татьянка», они достаточно тонкие и медленно тупятся, хотя и стоят довольно прилично, но один раз можно и потратиться, ибо служить они будут вам долгие годы.
Также необходимы шила. Причем их надо немного затупить, чтобы они не царапали бересту:

Бересту для резьбы подбираем качественную, гладкую, ровного цвета и без особых наплывов. Счищаем ножом или отслаиваем внутренний (белый слой) бересты. Отслаивается береста легко. Нужно подцепить ногтем необходимую толщину и отделить:

Эскиз вы можете сами нанести на бересту шилом. Я часто пользуюсь заготовками, распечатанными на принтере на бумаге. Прикладываем эскиз к бересте и обводим шилом:

Получается довольно четкий оттиск:

Теперь прорезаем бересту насквозь по линиям, используя стамески для изогнутых линий и нож для более-менее прямых:



Чтобы сделать тиснение, я использую фрезы по металлу. Они оставляют рисунок в виде «звездочки»:

Если этой же фрезой вести линию, проворачивая ее, получается симпатичная «бороздка»:

Рамку вокруг рисунка я обвожу шилом по линейке:

Красивый оттиск- пунктир остается от точек, нанесенных тупым шилом:

Для того, чтобы наклеить бересту с орнаментом на изделие, используем клей ПВА, который наносится на губку для мытья посуды. Им аккуратно тампонируем бересту с изнаночной стороны.

Шемогодская береста

Промысел возник в городе Великий Устюг Вологодской области в конце XVIII — начале XIX века. Орнамент шемогодских резчиков в народе называют «берестяным кружевом». Промысел связан с обработкой березовой коры и изготовлением из нее шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

~~~~~~~~~~~



Перед тем, как вырезать сам рисунок, на подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся контуры будущего изображения. После того, как рисунок закончен, берестяную пластину наклеивают на изделие.
В деревне Курово-Наволок в 1918 году образовалась артель «Художник», а в 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Судя по сохранившимся до наших дней ранним образцам шемогодской резьбы, заметно влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
Серебристо-белая поверхность березовой коры сама по себе красива, но ее иногда еще и украшали тиснением или росписью, вырезали на ней сквозные орнаменты.
Искусство резьбы по бересте принесло известность мастерам Шемогодской волости Великоустюгского уезда. Уже в XVIII в. жители деревни Курово-Наволок и соседних с ней селений, расположенных по реке Шемоксе, притоку Северной Двины, вырезали на берестяных пластинах ажурные узоры и наносили на них тиснение. Со временем этот вид мастерства превратился в промысел. Об изделиях из бересты как о товаре писал в 1791 г. известный русский ученый-путешественник П. И. Челищев. На ярмарке в Великом Устюге он видел в торговых рядах и «берещеные фигурками напечатанные бураки».
По волости промысел получил название «шемогодская» резьба.

Вероятно, одной из причин возникновения берестяного промысла в Шемогодской волости была ее близость к Великому Устюгу, старинному центру художественных ремесел, с которым связана история черневого серебра, филиграни и скани, перегородчатых эмалей, расписных изразцов, золотного шитья, просечного железа, резьбы и росписи по дереву. Период с XVI по XVIII век был временем расцвета местной художественной культуры, достижения которой и сохранились в дальнейшем в работах народных ремесленников.


Наиболее полное описание промысла было сделано Ф. А. Арсеньевым в 1882 году: "В Великоустюжском уезде в 14 деревнях Шемогодской волости существует производство бураков из березовой коры. По прочности и аккуратности работы бураки превосходят деревянную посуду в том отношении, что никогда не рассыхаются, употребляются в домашнем быту для носки молока и под различные соленья; большие - заменяют ведра. Все бурачное производство определяется в 2800-х рублях. Промысел этот в последнее время начал падать по недостатку материала, да и не следует хотеть, чтобы он развивался, т. к. бурачное дело служит причиною громаднейшего истребления березовых лесов.
Бурачным делом занимаются в Шемогодской волости 168 человек, в числе которых 110 домохозяев. Заработок ничтожный, не превышает 16 рублей на взрослого человека в течение шести зимних месяцев. Лучшие бурачники в д. Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки с мелкой вырезкой, украшенной разноцветной фольгою. Сбыт бураков в г. Устюге и скупщикам во все уезды Вологодской губернии.
Узоры на бураках всегда вырезают мастера простым остроконечным ножом; некоторые так наметились в этом деле, что прямо от руки сочиняют узор и никогда не собьются в рисунке".
Техника шемогодской резьбы использовалась при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. Украшенные резной берестой, они приобретали вид нарядных, искусно выполненных изделий. Ажурные орнаменты шемогодских резчиков называли «берестяным кружевом».
По этому орнаменту шемогодскую резьбу легко узнать. Узор состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлиненными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники. В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью шемогодской резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.
Техника резьбы не сложная, но требует прочных навыков, терпения и фантазии. На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Если вести нож под прямым углом к берестяной заготовке, то получится четкий контур, а если нож наклонить, то будет виден срез бересты, выявится толщина материала, рисунок приобретет мягкость очертаний. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками. Тиснение наносят на бересту все тем же тупым шилом. Готовую полоску вклеивают в гладко зачищенные углубления изделий. Многие мастера тонировали фон или подкладывали под ажурный узор цветную фольгу.
При резьбе очень важно соблюдать осторожность и вести линию точно по рисунку, иначе из узора выпадет нужный фрагмент и вся пластина будет испорчена. Опытные мастера безошибочно вырезают орнаментальный узор в традициях Шемогодья и без предварительной разметки рисунка. Но это по силам лишь специалистам высокого класса.
Искусство резьбы по бересте, судя по сохранившимся до наших дней его ранним образцам, испытывало влияние великоустюгского просечного железа, черневого искусства, северной ажурной резьбы по кости.
С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарева. Это шкатулки и тавлинки (табакерки) первой половины XIX в. со сценками на сюжеты модных в то время басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений. В деревне Курово-Наволок, все жители которой носили фамилию Вепревы, выдающимся мастером конца XIX-начала XX в. был Иван Афанасьевич Вепрев. Его считают создателем собственно шемогодского орнамента - того самого, в основе которого спиралевидный завиток с круглой «ягодкой», напоминающий резные розетки на прялках. Работы мастера отличались чистотой резьбы и красотой рисунка. На крышках и стенках шкатулок с секретными замками он помещал сцены охоты, изображал различных зверей среди лесных зарослей. Именно его работы были отмечены медалью в 1882 г. на Всероссийской выставке в Москве и дипломом на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.
Во второй половине XIX в. промыслом резьбы по бересте занимались в 14 деревнях Шемогодской волости.

В 1918 г. мастера из деревни Курово-Наволок были объединены в артель «Художник». На Шемоксе существовала еще одна артель, созданная в 1934 г. Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы. Их изделия отличались особой чистотой исполнения, разнообразием форм и новизной узоров.


В 1964 г. производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены. Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 г., когда при Кузинском механическом заводе был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берестой. После неудачных «новаций» 1950—1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1972 году Вологодским управлением местной промышленности было принято решение о создании бригады резчиков по бересте на Великоустюгской фабрике художественных кистей. Обучение молодых резчиков сложному языку искусства прорезной бересты поручили А. Е. Марковой. Так начался новый этап в истории промысла - подлинное его возрождение.
В 1981 году в городе состоялось открытие экспериментальной фабрики "Великоустюгские узоры". С этого времени А. Е. Маркова работает в составе творческой группы, созданной на фабрике. Изделия мастера все чаще стали демонстрироваться на различного ранга выставках, их приобретают музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Суздаля, Великого Устюга.

«Славянская культура»

Два вопроса волнуют в первую очередь начинающего резчика по дереву: где взять или как сделать инструмент, где взять или как лучше использовать древесину для резьбы? Причем первый вопрос кажется обычно более сложным. На самом деле здесь нет неразрешимой проблемы: все необходимое можно купить или изготовить самому, об этом мы подробно расскажем в следующей главе. Древесину же, как материал для резьбы самому сделать или купить сразу по желанию невозможно. Тем не менее, решение и этого вопроса не является столь сложным, только побеспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда представилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну, березу, бук лучше запасать заранее. Нужно ей дать возможность высохнуть, а затем проверить ее на растрескивание и коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Поэтому можно использовать детали разрушенных домов, выброшенную мебель, буковые планки паркетного пола и т.д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в частности и фруктовые, также объект внимания резчика. Когда же начинает действовать принцип «на ловца и зверь бежит», появляется и так называемая экзотическая древесина. Например, автору удалось вытащить буквально из костра несколько брусков красного дерева (махагони) от упаковки импортного холодильника. А несколько досок и брусков красного дерева предложил один знакомый председатель колхоза: в колхозах это дерево выписывают и используют не всегда по назначению. Две кухонные доски из красного дерева купила жена в хозяйственном магазине. Широкую доску из палисандра уступил знакомый резчик (у него их было три). Две большие ореховые доски прислали товарным багажом приятели с Кавказа. Чертежные доски из липы без сучков и достаточно однородные продаются иногда в магазинах.

Деревянную поверхность под резьбу можно подготовить вручную (рубанком или фуганком) или на токарных, фуговальных, рейсмусовых станках. Плоские заготовки лучше обрабатывать механически на фуговальном или рейсмусовом станке. При такой обработке получают чистую, гладкую поверхность.

Поверхность, предназначенную под резьбу, не шкурят, так как от шкурки на доске останутся зерна стекла или кварца, что может испортить лезвие инструмента.

Подготовленную поверхность можно оставить естественного цвета, но можно и затонировать в темный цвет, в зависимости от задуманной композиции.

По технике выполнения контурная резьба является самой простой. Контурная резьба представляет собой разновидность геометрической. Изображения, выполненные в этом виде резьбы, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, можно достичь большого разнообразия форм и композиционных решений.

Контурная резьба широко применяется в народной резьбе: это различные орнаменты на резных элементах дома, разные панно, разделочные доски, посуда, сувениры (рисунок 13).

Контурная резьба требует свободного владения инструментом, внимания и аккуратности при выполнении работы. Для резьбы надо иметь хорошо правленый инструмент, так как порезку в контурной резьбе часто приходится делать во всех направлениях. Движение руки с резцом должно быть уверенным, твердым. При контурной резьбе надо уметь пользоваться резаком и полукруглой стамеской, знать, когда надо вести резак слева направо, с наклоном к себе, и наоборот - справа налево, с наклоном от себя.

Резать нужно с одного раза, иначе резьба не получится чистой и могут быть срывы и заскоки. Выполняют контурную резьбу следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонен в сторону (рисунок 14). Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности. Затем идет стадия подрезания.

Рисунок 13 - Контурная резьба: орнаменты, разделочные доски, розетки

Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку.

В результате из поверхности извлекается трехгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной порезки может быть сохранена одинаковой на всем протяжении рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором - ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

1 - последовательность выполнения работы: а) надрезание, б) подрезание; 2 - работа одной рукой: а) на себя, б) от себя

Рисунок 14 - Резьба косяком

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментами - резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль. Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жесткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в мало освещенных местах. Чтобы повысить ее выразительность, используют тонированный фон или применяют различные виды порезок и сочетания прямых, кривых, спиралевидных и других линий, достигая большого разнообразия формой композиционных: решений.

Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород - осине, липе, а после приобретения навыков - на более твердых.

Резьба по бересте в прошлом была широко распространена; ею украшали туеса, поставцы, коробки, шкатулки. Художественные особенности резьбы по бересте во многом определяются материалом и техникой выполнения. Дугообразно изогнутые стебли, движение мелких веточек по кругу, мягкие по очертаниям элементы орнамента (листья и цветы) сочетаются с мелкими листочками и завитками, которые также строятся кругообразно. Центральную часть рисунка, как правило, обрамляют несложным геометрическим орнаментом в виде решеточек различных видов.

Наиболее употребительный орнамент по бересте - это трилистник; но возможны самые разнообразные переработки этого и других растительных мотивов. Особенно привлекательна в орнаменте отделка «чертежкой» и мелкой порезкой.

Композиция обычно симметрична, с центром из крупных элементов, например розеткой геометрической формы и т. д.

Бересту с вырезанным орнаментом наклеивают на фон - это либо тонированное дерево, либо цветная фольга. Поэтому при построении орнамента надо учитывать соотношение между ним и количеством просматриваемого фона.

Техника резьбы по бересте несложна. Инструменты могут изготовить сами резчики; специальных приспособлений не требуется. Инструменты и материалы применяют следующие:

1. Нож (резак) стальной, плоский, хорошо отточенный на конус на одну сторону;

2. Шильце, притупленное и отшлифованное (из гвоздика); длина острия шильца

3. Линейка и угольник;

4. Циркуль для очерчивания окружностей и вырезания круглых заготовок;

5. Шаблоны для вырезания заготовок;

6. Хорошо обработанная (отфугованная) дощечка, на которой выполняют резьбу;

7. Береста (кора березы), заготовленная в весенний период (май, июнь).

Для резьбы используют среднюю часть коры; верхний и нижний слой счищают до определенной толщины (приблизительно до 2 мм). Очищенные полоски бересты разрезают по размерам изделий. Поверхность зачищают шкуркой и укрепляют на дощечке.

Полоску бересты расчерчивают при помощи линейки и шильца, т. е. наносят прямые линии, отделяющие центральную часть от полосок обрамляющего орнамента. Затем шильцем наносят рисунок - основные линии стебля и крупные детали орнамента.

Резать начинают с уголка в полоске обрамляющего орнамента. Затем режут центральную часть композиции. Мелкие детали (почечки, завитки, листочки) мастер вырезает без рисунка.

Бересту для боковых сторон изделия вырезают после резьбы крышки.

Крупные детали орнамента - цветы, листья разделывают различными прорезями и расчерчивают шильцем, это придает рисунку законченность.

Начинать работу надо с несложных решеточек геометрической формы (рисунок 15).

Рисунок 15 - Решеточки

На бересте, подготовленной под резьбу, шильцем намечают полоску шириной 3 см и на расстоянии 1 см друг от друга проводят три параллельные линии. Для первого упражнения наносят только горизонтальные линии, а вертикальные прорези («пирожки») режут без предварительного рисунка.

Для выполнения сеточки шильцем наносят диагонали и вырезают ромбики со сторонами около 5 мм.

После того как освоен элемент решетки, можно перейти к несложному растительному орнаменту. Здесь основным элементом является традиционный трилистник. Сначала выполняют обрамление, затем шильцем намечают основные контурные линии, по которым режут орнамент.

В композиции с белочками (рисунок 16) рисунок более сложной формы сочетается с многообразной разделкой - прорезью, «чертежкой» и геометрическим обрамляющим орнаментом.


Рисунок 16 - Рисунок на бересте, нанесенный шильцем

Для выполнения всех видов резьбы, различных элементов украшения жилища, мебели, сувениров и других поделок нужен специальный инструмент. Резчицкий инструмент делится на основной (режущий) и вспомогательный (для сверления и выпиливания, столярный, разметочный). Широко используются также различные электрифицированные бытовые инструменты и приспособления на базе электромотора, которые мастер может сделать сам. Все инструменты должны быть отличного качества, чтобы можно было беспрепятственно выполнять резные работы любой сложности. Режущий инструмент должен быть из хорошей стали, легким и удобным, отлично заточенным так, чтобы дерево резалось, «как масло», содержать его следует в идеальном состоянии. Тупой инструмент крошит, мнет, а не режет дерево, а порезки и сама резьба выглядят шероховатыми, небрежными. Это портит настроение и часто отбивает желание закончить работу. Острым инструментом работать легко и приятно, рисунок получается чистым, точным и красивым. По готовому изделию всегда можно определить не только умение и почерк мастера, но и чем и как он выполнял работу.

Без набора резчицкого инструмента невозможно сделать самую простую резьбу. Ассортимент резчицкого инструмента разнообразен. Потребность определяется видом работы, ее сложностью и характером. Даже простые по технике контурные и геометрические порезки требуют применения определенного количества разных по форме и величине инструментов. При выполнении сложных резных изделий требуется большое количество разнообразных стамесок, ножей и т. п. Практика показывает, что чем выше квалификация резчика и сложнее работа, тем больше инструментов имеет мастер. Иногда их количество может доходить до нескольких сотен.

В набор основного резчицкого инструмента входят: ножи-косяки (рисунок 17), которые применяются в основном для выполнения геометрической и контурной резьбы, а также для прорезки орнаментов. Конец лезвия ножа затачивают под углом от 30? до 80°. Величина угла имеет большое значение при выполнении резьбы и зависит от трудоемкости и сложности элементов. Косяком с углом скоса 60…80° удобно прорезать прямые, крупные орнаменты. Меньшие углы удобны для работы с мелким и криволинейным рисунком; ножи-резаки разных форм используют для геометрической резьбы при выполнении розеток, «сияний» с закруглениями, элементов с кривыми линиями, а также в контурной резьбе для закруглений и изгибов, в прорезной накладной резьбе и для профильных работ; прямые стамески нужны для зачистки фона, прорубки контура орнамента, снятия фасок и других работ.

1 - носок; 2 - пятка

Рисунок 17 - Ножи-косяки (слева) и ножи-резаки (справа)

Ширина прямых стамесок может быть от 5 до 30 мм; стамеска-косячок такая же, как и прямая, но со срезом лезвия под углом от 45? до 70°, ширина лезвия от 10 до 30 мм, применяется в основном для выполнения геометрической резьбы; отлогие и полукруглые стамески (рисунок 18, в, г) - основной инструмент для выполнения большинства видов работ - в геометрической и контурной резьбе для скобчатых порезок, полукруглых лунок.

а - прямые; б - косячки; в - отлогие; г - полукруглые

Рисунок 18 - Стамески

Полукруглые стамески бывают со средними и высокими бортами лезвий, а у отлогих стамесок борта почти отсутствуют. Форма полукруглых стамесок дает возможность работать краями бортов и делать глубокие выемки. Ширина лезвия стамесок от 5 до 30 мм: стамески-уголки применяются при выборке узких линий-канавок. Используются почти во всех видах резьбы. В поперечном сечении стамески имеют угол от 45? до 70°. Ширина лезвия стамесок от 5 до 30 мм; стамески-клюкарзы имеют короткое полотно в виде согнутой ножки или крючка. Они широко используются при плоскорельефной и рельефной резьбе, зачистке углубленного фона, выборке емкостей всевозможной посуды и других изделий, для обработки выпуклости в углубленных местах. Стамески-клюкарзы имеют различный профиль и ширину полотен от 5 до 50 мм; стамески-царазики, изогнутые в нижней части с различной формой лезвия, применяются для прорезки узких жилок на фоне и рельефе, зачистки фона в труднодоступных местах. Ширина лезвий 2…3 мм; ложечные ножи разных профилей и форм применяют преимущественно при изготовлении резной посуды (ложек, ковшей), имеющей внутреннюю сферическую поверхность.

1 - полукруглый нож; 2 - полукруглый разъемный нож; 3 - кольцевой; 4 - кольцевой с дополнительной ложкой

Рисунок 19 - Ложечные ножи

Обоюдоострые полукруглые или кольцевые лезвия ножей легко выбирают и вычищают внутреннюю поверхность чаш, ложек и т. п. Для удобства в работе ручки их бывают самой разной длины.

Рисунок 20 - Скобы (1) и скобели (2)

Скобы и скобели применяют для снятия коры, очистки поверхности круглого или иного материала, выборки углублений. Скобелем можно быстрее и легче обработать заготовку, так как работа идет двумя руками: чеканы применяются в основном для отделки и уплотнения фона с шероховатой поверхностью или придания гладкому фону фактуры, а также для нанесения какого-либо рисунка. Чеканы представляют собой металлические стержни разного диаметра, на одном из концов которых сделаны насечки различных геометрических фигур и профилей; скребки и цикли с различными профилями применяют для выборки галтелей, штапиков, зачистки от ворса поверхностей с кривизной.

Рашпили служат для зачистки резьбы, бывают разной формы и профиля: прямые, плоские, полукруглые и прочие. На сторонах рашпиля имеются насечки в виде небольших зубчиков различной величины.

Щетка проволочная со стальным ворсом нужна для прочистки, выявления рисунка текстуры на изделиях, особенно тонированных или обожженных. Щетку круглой формы можно установить на электроинструмент, что намного облегчит и ускорит работу.

4 . Охрана труда

Основная задача охраны труда - разработка системы законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

В охрану труда входят вопросы трудового законодательства, техника безопасности и производственная санитария. Трудовое законодательство регламентируется Кодексом законов о труде и рассматривает вопросы продолжительности рабочего дня, времени отдыха, найма и увольнения работающих и т. п.

Трудовым законодательством предусмотрен порядок охраны труда работающих и в том числе женщин и подростков, дан перечень профессий, вредных работ, на которых запрещено применять труд подростков (не достигших 18 лет). Этим же законодательством даны ограничения по переноске ручных грузов для женщин и установлены предельные нормы для поднятия, переноса и перевозки ими грузов, при этом привлекать женщин к погрузке и выгрузке тяжелых грузов запрещено.

Все рабочие обязаны усвоить безопасные приемы работ и хорошо знать правила техники безопасности. Каждый вновь поступающий рабочий может быть допущен к работе лишь после обучения и проведения инструктажа по технике безопасности. Инструктаж работающих подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.

Вводный инструктаж перед допуском к работе проводится инженером по технике безопасности с каждым вновь поступающим рабочим путем беседы и показа наглядных пособий. Первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и текущий инструктажи проводит непосредственно руководитель работ. Первичный инструктаж проводят на рабочем месте со всеми вновь принятыми рабочими путем показа безопасных приемов и методов работы. Повторный инструктаж проводят с целью повышения уровня знаний работающих. Внеплановый инструктаж проводят при изменении правил по охране труда и изменении технологического процесса.

При инструктаже рабочий узнает правила поведения на территории, основные причины, вызывающие травматизм (неисправность оборудования, инструмента, электросети и т. п., неправильные приемы работы); знакомится с правилами поведения в зоне работ с кранами, лебедками, автотранспортом и при погрузочно-разгрузочных работах. О проведении первичного на рабочем месте, повторного и внепланового инструктажей работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

На рабочем месте инструктаж проводит мастер или производитель работ, подробно объясняет безопасные приемы работы, оградительную технику, рассказывает об электробезопасности, порядке содержания рабочего места, устройстве механизмов, правилах пуска, остановки и смазывания станков.

Основными причинами травматизма на деревообрабатывающих предприятиях являются неправильная расстановка оборудования, отсутствие или несовершенство ограждений, неудовлетворительное состояние пусковой аппаратуры, плохое знание рабочими безопасных приемов работы и недостаточный надзор за выполнением правил техники безопасности со стороны администрации.

Оборудование в цехах должно быть расставлено таким образом, чтобы проходы и проезды были свободны, а пути передвижения рабочих и грузов были сведены до минимума. Станины станков должны быть устойчивыми, чтобы противостоять усилиям нагрузок и вибрации.

Оборудование должно быть снабжено надежно действующими ограждениями, приемниками для отсоса пыли, стружек, а также механизмами для подачи пиломатериалов. Рабочая часть режущих инструментов (пил, фрез, ножевых головок) должна закрываться автоматически действующим ограждением, открывающимся во время прохождения обрабатываемого материала или инструмента только для его пропуска на величину, соответствующую размерам обрабатываемого материала по высоте и ширине. Ограждения и предохранительные устройства не должны затруднять удаления отходов.

Опасна работа на круглопильных станках для продольного раскроя с ручной подачей, так как работающий постоянно имеет дело с подаваемым материалом. На станках может быть обратный выброс подаваемого пиломатериала, поэтому рабочий должен всегда находиться сбоку от подаваемого пиломатериала.

Пильный диск ограждают, а за пилой устанавливают расклинивающий нож. На ограждении или перед ним должно быть смонтировано противовыбрасывающее устройство в виде тормозных когтей, секторов и др.

До работы на станке нужно проверить крепление пилы, приводные устройства, надежность действия ограждений, пусковые устройства и заземление.

Обрабатываемый пиломатериал надо подавать равномерно, без толчков так, чтобы частота вращения пилы не снижалась. Нельзя пилить материал, толщина которого превышает высоту пильного диска над столом.

На фуговальных станках во избежание попадания руки работающего рабочую часть ножевого вала закрывают автоматически действующим веерным ограждением. Снизу ножевой вал ограждается стружкоприемником, соединенным с пневмотранспортом. Ограждение станка блокируется с пусковой аппаратурой и тормозом, т. е. когда ограждение отводится за ножевой вал, станок сразу же выключается.

На рейсмусовых станках для безопасной работы ножевой вал спереди и сверху закрывают металлическим кожухом. Перед подающими вальцами устраивают противовыбрасывающее устройство из зубчатых секторов. Подающие валики, в том числе рифленые, не должны иметь трещин, выбоин, сработанных поверхностей и др. До начала работы надо проверить исправность ограждений, отсутствие дрожания станины (вибрации), прочность крепления ножей, наличие заземления станины и др.

Фрезерные станки с ручной подачей наиболее опасны в работе. Для предотвращения обратного вылета материала применяют устройства с пружинами, роликами и др. Нерабочая часть фрезы, ножевой головки должна иметь неподвижное ограждение в виде кожуха, а рабочая часть головки, фрезы - подвижное ограждение, открывающееся на размер обрабатываемого материала. Фрезеровать детали против слоя, особенно по кривой, нельзя.

На сверлильных станках обрабатываемый материал нужно прочно закрепить, с тем, чтобы не повредить руки. Патроны для крепления сверл не должны иметь выступающих деталей. При сверлении по разметке сверло должно быть точно направлено к месту сверления.

Клееные элементы изготовляют в специализированных цехах, оборудованных общеобменной вентиляцией, при температуре 18...20 °С и относительной влажности воздуха 50...60%. В местах приготовления клеев помимо общеобменной вентиляции устраивают местные отсосы. Рабочие места не должны загромождаться заготовками, деталями, материалами. Смолу и компоненты для приготовления клея хранят в специальном помещении.

На рабочих местах должна быть вывешена инструкция по безопасной работе с клеями и оборудованием. Рабочие должны быть обеспечены спецодеждой и головными уборами из плотной ткани, резиновыми перчатками, защитными очками, респираторами и т.п.

При попадании токсичных веществ на кожу их срочно удаляют салфеткой, чистой тряпкой, смазывают пораженное место вазелином или мазью от ожогов. При попадании токсичных веществ в глаза их надо немедленно промыть под сильной струей воды и срочно обратиться к врачу.

Рабочие, поступающие на работу в цех клееных конструкций, проходят медицинское освидетельствование и инструктаж по технике безопасности.

При соприкосновении человека с токоведущими частями действующей электроустановки создается опасность поражения током. Ток силой 0,5 А является опасным для жизни человека, а силой, в два раза большей, т. е. 0,1 А, - смертельным. Неизолированные токоведущие части должны быть ограждены так, чтобы к ним не было свободного доступа.

Электроинструмент следует систематически проверять на отсутствие замыкания на корпус; кроме того, следует проверить перед работой исправность подводящего кабеля. Электроинструмент должен быть заземлен; в случае отсутствия заземления работать электроинструментом запрещается.

К работе с механизированным инструментом могут быть допущены лица, прошедшие производственное обучение и имеющие соответствующее удостоверение.

Ремонтировать, регулировать и настраивать механизированный инструмент можно только после его отключения и полной остановки. При работе с электроинструментом следует пользоваться защитными очками.

В процессе работы запрещается натягивать и перегибать кабели инструментов.

В ненастную погоду (снег, дождь) работать на открытой площадке электроинструментом можно лишь в исключительных случаях, под навесом с обязательным применением диэлектрических перчаток. В помещениях особо опасных, а также вне помещений работать электроинструментом можно при напряжении не более 36 В.

Пусковая аппаратура должна размещаться таким образом, чтобы посторонние лица не могли пустить машины и механизмы. Рубильники должны быть оборудованы кожухами.

Металлические строительные леса, рельсовые пути электрических грузоподъемных кранов и другие металлические части строительных машин и оборудования с электроприводом, корпуса электродвигателей, кожухи рубильников должны быть заземлены.

Наружные электропроводки временного электроснабжения должны быть выполнены изолированным проводом, размещены на опорах (столбах) на высоте над уровнем пола, земли, настила не менее 2,5 м над рабочими местами, 3,5 м - над проходами, 6 м - над проездами.

Светильники общего освещения напряжением 127, 220 В должны устанавливаться на высоте не менее 2,5 м от уровня земли, пола и настила. При высоте подвеса до 2,5 м светильники должны подсоединяться к сети напряжением не более 42 В. Ручные переносные светильники должны иметь защитную металлическую сетку, причем напряжение для них должно быть не более 36 В, а в особо опасных местах (траншеи, колодцы) - 12 В.

Штепсельные соединения на 12 и 36 В должны иметь цвет, резко отличающийся от штепсельных соединений с напряжением более 36 В.

Резиновые защитные средства перед применением осматривают, очищают от грязи, вытирают. Защитные средства, имеющие проколы, трещины, применять нельзя.

Рабочие и инженерно-технические работники, занятые эксплуатацией и ремонтом электрических установок, должны уметь освобождать пострадавших лиц от тока и оказывать им первую помощь. При поражении током человека надо немедленно устранить воздействие на него тока путем отключения рубильника, предохранителей и др. Человек, спасающий пострадавшего, должен обезопасить себя, надев галоши, резиновые или сухие шерстяные перчатки или наскоро обмотав руки сухой тряпкой. Когда под рукой нет таких предметов, токоведущие провода оттягивают от пострадавшего сухой палкой, резиновым жгутом, сухой одеждой и т. п. После снятия напряжения нужно срочно вызвать врача для оказания медицинской помощи.

Пожары наносят народному хозяйству большой ущерб. Основными причинами пожаров являются неумелое обращение с огнем на открытых площадках, курение в пожароопасных местах, неисправности в электросети, неправильное хранение легковоспламеняющихся материалов, загромождение цехов и территории и т. п.

Укладывать сгораемые предметы (пиломатериалы) на строительной площадке можно на расстоянии не менее 15 м от строящихся зданий или временных сооружений. Склады горючих и смазочных материалов следует располагать со стороны, противоположной господствующим ветрам, и на большом расстоянии от зданий.

Надо систематически проверять электросеть и своевременно устранять ее неисправность. Временные металлические и электрические печи можно устраивать только по согласованию с органами пожарного надзора. В местах, отведенных для курения, следует поставить бочки с водой и ящики с песком для окурков.

На строительной площадке должны быть оборудованы противопожарные посты с огнетушителями, ведрами, лопатами, ломами, баграми, гидропультом и топорами. У гидропульта обычно устанавливают бочки с водой.

В цехах, мастерских устраивают противопожарный водопровод, а на территории вдоль дорог и проездов на расстоянии 5 м от зданий и 2 м от дороги устанавливают пожарные гидранты.

Места, где водопровод отсутствует, оборудуют закрытыми водоемами с мотопомпами на расстоянии 150...200 м от зданий.

Пожарная профилактика предусматривает мероприятия, направленные на предупреждение возникновения пожаров, т. е. создание условий, препятствующих распространению огня, меры по эвакуации людей, материалов, оборудования при возникновении пожара, а также план работы людей по быстрейшей ликвидации пожара.

Склады пиломатериалов должны содержаться в чистоте и иметь необходимые дороги и проезды. Территорию склада надо систематически очищать от отходов - коры, щепы. Курение на складах, а также разведение костров категорически запрещается.

В летние дни территорию склада, а также территорию предприятия надо поливать водой. Разрывы между штабелями и группами штабелей должны соответствовать предусмотренным нормами.

Склад должен быть оборудован противопожарным водопроводом, водоемами. Небольшие склады должны иметь чаны с водой, огнетушители.

В деревообрабатывающих цехах нужно следить за состоянием электрооборудования, пусковой аппаратуры, силовой и осветительной сети. Обтирочные материалы следует хранить в специальных закрытых металлических ящиках и периодически их очищать. Необходимо систематически смазывать подшипники, не допуская их перегрева.

Хранить сверхнормативные запасы пиломатериалов, заготовок и деталей в цехах не допускается.

Все проходы и подходы к пожарным кранам должны быть всегда свободными и доступными.

В малярных цехах нельзя работать без надежно действующей вентиляции, с тем чтобы не образовалась взрывоопасная концентрация паров лакокрасочных материалов.

Цехи помимо пожарного водопровода должны быть обеспечены средствами пожаротушения - огнетушителями, расположенными в удобных местах.

Для подачи сигналов о пожаре в цехе, мастерской должна быть установлена пожарная сигнализация. В случае ее отсутствия необходимо установить сирены, колокола и т. п.

Каждый работающий, заметив пожар, обязан немедленно (по телефону) вызвать пожарную команду, а если нет телефона, дать другой какой-либо сигнал и принять меры по тушению пожара местными средствами.

Для обеспечения борьбы с пожарами и профилактики пожаров на каждом строительстве и предприятии из состава работающих создаются добровольные пожарные дружины, активно участвующие в тушении пожаров. В каждой смене должно быть минимально необходимое количество работников пожарной дружины.

Производственная санитария - это система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов, которые приводят к заболеванию.

При выполнении строительно-монтажных работ на работающих могут воздействовать неблагоприятные производственные и метеорологические условия. Работа столяров, плотников, стекольщиков на открытом воздухе или в не отапливаемом помещении вызывает обмораживание в зимнее время и перегрев организма или солнечные удары при работе под прямыми солнечными лучами.

Все рабочие места должны быть хорошо освещены.

В цехах должны быть аптечки с медикаментами и средствами для оказания первой помощи, а при соответствующем количестве рабочих - медпункт. Работающие с токсичными средствами (антисептиками), синтетическими смолами помимо респираторов и спецодежды обеспечиваются защитной мазью или пастой.

В процессе работы по разным причинам возникает утомление, в результате которого снижается производительность труда. Задача охраны труда - создать такие условия, при которых работающий будет уставать минимально. Это относится в первую очередь к правильной организации рабочего места и снижению физических нагрузок.

Рабочие приемы должны быть такими, чтобы рабочий не уставал, верстак подбирают соответствующего размера, поза рабочего должна быть правильной; работать в полусогнутом состоянии или с вытянутыми руками нельзя. Спецодежду подбирают по размеру так, чтобы она не мешала нормальной работе. Для снижения утомляемости рекомендуется делать производственную гимнастику.

древесина резьба цепнодолбежный береста

Вконтакте

Традиционный русский народный художественный промысел резьбы по берёсте, известность которому принесли мастера Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии России.

Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.

неизвестен , CC BY-SA 4.0

К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии:

«Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки».

Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.

Из книги «Доброе ремесло» А.В. Шутихина, с сайта Северная береста

История промысла

В 1918 году резчики из деревни Курово-Наволок объединились в кооперативную артель (в 1935 переименована в артель «Художник»).

На Шемоксе существовала ещё одна артель, созданная в 1934 году Николаем Васильевичем Вепревым. Называлась она «Солидарность». В эту артель были приглашены лучшие резчики, которые старались сохранить традиции шемогодской резьбы.


Шкатулка, нач. XIX в. Туес, конец XVIII в& неизвестен , CC BY-SA 4.0

В военные и послевоенные годы существовал цех резьбы при «Шемогодском мебельном комбинате». В 1964 году производство сочли экономически невыгодным, обе артели были закрыты, а мастера уволены.

Потребовались большие усилия, чтобы шемогодская резьба была вновь восстановлена. Это произошло в 1967 году, когда при «Кузинском механическом заводе» был создан цех по изготовлению шкатулок, туесов и других изделий, украшенных прорезной берёстой.


Туес. Деталь. XIX век. Шемогодье Великоустюгского уезда. Резьба по бересте. ГРМ. неизвестен , CC BY-SA 4.0

После неудачных «новаций» 1950-1960-х годов промысел вновь начал активно развиваться. В 1981 году создаётся художественно-производственный комбинат «Великоустюжские узоры», продолжающий традиции ажурной вязи.

Растущий спрос

В связи с большим спросом на изделия промысел постоянно расширялся. Работали не только мужчины, но и женщины, дети. 21 ноября 1908 г. в дер. Погорелово была открыта крестьянская ремесленная школа.

Изделия с прорезной берестой в основном шли за границу. В США были модными шкатулки для перчаток, автоматы для папирос. Франция и Германия тоже пользовались изделиями с речки Шемоксы.

Революция 1917 г. мало повлияла на работу мастеров.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

Советской республике нужна была твердая валюта для подъема народного хозяйства. В 1918 г. кустари деревни Кирово-Наволок по инициативе мастера А. В. Вепрева объединились в Шемогодскую кооперативно-производственную артель.

Перечень выпускаемых изделий был велик: платочницы, перчаточницы, табачницы, чайницы, рабочие ящики, коробки с выдвижными крышками, автоматы для папирос, коробки книгой, восьмиугольные и пирамидами.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

В 1928 г. представительство Госторга предполагало реализовать в Германии берестяных изделий на 5000 рублей золотом. А в 1930 г. Всероссийский союз промысловой кооперации обязался поставить па экспорт Кустоэкспорту берестяных изделий на 10000 рублей золотом.

Производство шемогодских берестяных изделий продолжалось до ликвидации промкооперации в 1960 г. Сейчас фабрика «Великоустюжские узоры» продолжает работать с берестой.

Описание

Орнаменты шемогодских резчиков, называемые «Берестяным кружевом», использовались при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

Узор шемогодской резьбы состоит, как правило, из стелющегося стебля с удлинёнными листьями и спиралевидно закрученными ветками. На их кончиках - круглые розетки, ягодки, трилистники.

Часто в растительные орнаменты мастера вводили геометрические узоры из кругов, ромбов - «пряников», овалов, сегментов. Композицию строили по принципу чёткой симметрии. Завершали рисунок каймой из листьев, треугольников, волнистых линей, сеточки.


неизвестен , CC BY-SA 4.0

В этот орнамент могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда - даже сцены гуляния в саду и чаепития. Другой характерной особенностью данной резьбы являются рамочки с геометрическим орнаментом, окружающие рисунок.

Шемогодская резьба по бересте

Фотогалерея




Полезная информация

Шемого́дская резьба́
Шемого́дское - сельское поселение в составе Великоустюгского района Вологодской области, название происходит от реки Шемо́кса

ГДЕ КУПИТЬ?

Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Шемогодской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА» .

И.А. Вепрев

Самым известным мастером этого промысла был Иван Афанасьевич Вепрев. Именно его изделия получили большую известность и принесли славу шемогодской бересте.

Мастер имел десять медалей и дипломов различных выставок и ярмарок, в том числе и медаль Всемирной выставки 1900 г. в Париже.

В 1882 г. на Всероссийской промышленной ярмарке его изделия были удостоены премии и полностью куплены императорским двором. Стоили они очень дорого: от 5 до 13 руб. за штуку, в то время как заработок крестьян, занимавшихся бурачным промыслом, по сведению Ф. Арсеньева, составлял 16 руб. за 6 зимних месяцев.

Степан Бочкарёв

С историей промысла связаны имена многих талантливых мастеров. В Государственном Историческом музее есть подписные работы великоустюгского мастера Степана Бочкарёва. Это шкатулки и табакерки первой половины XIX века со сценками на сюжеты басен Эзопа, с изображениями животных и архитектурных сооружений.

Технология

На подготовленную берестяную пластину тупым шилом наносятся основные контуры изображения. Затем острым ножом вырезают рисунок и удаляют фон. Силуэтный орнамент украшают мелкими порезками.

Тиснение наносят на берёсту все тем же тупым шилом. После этого пластина берёсты наклеивалась на изделие, выполненное обычно из мягкой древесины (осины), иногда фон подкрашивался или подклеивалась цветная фольга.

От металла к бересте

Провести хронологическую границу превращения крестьянского ремесла в промысел очень сложно.

Первое упоминание о берестяных вещах как о товаре мы находим на страницах путевого дневника отставного секунд-майора, Петра Челищева, посетившего Великий Устюг в 1791 году.

Это немногословное свидетельство дает основание предполагать, что в XVIII веке данный прием художественного оформления предметов из бересты в крестьянской среде был все же преобладающим по причине, прежде всего, меньшей трудоемкости творческого процесса, хотя вовсе не исключается существование производства вещей, украшенных сеченой берестой.

Такому выводу не противоречат датируемые второй половиной XVIII столетия те немногие, чудом сохранившиеся изделия с Резной берестой, происхождение которых исследователи связывают с Великим Устюгом.

На примере декоративного решения некоторых из них хорошо видна связь резной бересты с искусством просечного железа, процветавшим в городе в этот период.

Возможно, техника художественной обработки металла стала применяться и получила свое новое развитие в другом материале - бересте, но не исключено, что эти два вида просечки существовали самостоятельно и одновременно.

Одним из любимых материалов у мастеров была береста. Из нее плели корзины, солонки, короба, обувь (лапти, ступни). Из комбинированных изделий (древесина и кора) самым распространенным был туес, состоящий из пластовой бересты и сколотня (берестяного цилиндра).

Береста обладает антисептическими свойствами, что позволяет хранить продукты в берестяной посуде долгое время. Кроме утилитарных предметов в крестьянской избе встречались игрушки из бересты — плетеные мячи, погремушки (шаркунки), «берещаные» фигурки. Из бересты делались и простые музыкальные инструменты — рожки и дудки. Лентой из бересты обвивали горшки, стеклянные бутыли, рукоятки орудий труда.

Берестяные промыслы, когда-то широко распространенные на всей территории страны, сохранились в северных, северо-восточных районах европейской части России, в Поволжье и Сиби-ри. Кузовки из коры вяза делаются только в Брянской области (Малое Полпино). К сожалению, в настоящее время промысел находится не столь распространен, а кузовки изготавливают только отдельные мастера.

Если вы бывали в лесу, то, скорее всего, хоть раз да видели гнилой берёзовый пень. Если ударить по нему ногой, он рассыплется в труху, а вот береста останется крепкой. Береста долговечна и не гниёт, и люди давно поняли это. В избах её клали под нижний венец избы, чтобы в дом не проникала влага. Бересту использовали для создания влагоустойчивой обуви, обшивки лодок-берестянок, изготовления туесов, которые сохраняли их содержимое холодным даже в жару. Одним из исторических источников стали широко известные берестяные грамоты, донёсшие до нас образцы древнерусской письменности. Берёзу использовали как бумагу, благодаря её упругости.
Изделия из бересты, использующиеся в быту, часто украшали прорезным узором. Городом, где больше, чем во всех остальных местах занимались резьбой по бересте, был Великий Устюг.
Береста легко поддаётся обработке, даже используя незамысловатые инструменты, можно выполнить разные декоративные работы.

Самый главный инструмент при создании прорезной бересты - резак. Нужны также пробойники (Ручные инструменты для пробивания небольших отверстий в различных материалах) - их делают из листовой стали, свёрнутой в форме трубок разного диаметра. Профилям таких трубок можно делать разной формы: овальную, квадратную, треугольную, круглую. Трубки необходимо вбить в рукоятки из дерева и заточить их внешнюю сторону.
Также пригодятся в работе чеканы и притуплённое шило. Чем больше разных инструментов, тем интереснее получится рисунок.

Заготовки бересты следует запланировать на конец мая/ начало июня, именно в это время года береста имеет особенно красивый оттенок и легко снимается. Снимайте бересту только с уже поваленных деревьев!

Следует счистить наружный белый слой с помощью наждачной бумаги и убрать остатки коры с лицевой (внутренней) стороны.
Свежая береста расслаивается легко, а вот засохшую надо будет распаривать горячей водой и разделять на слои с помощью ножа.
Чтобы береста стала прямой, положите её между двумя дощечками и придавите грузом.

Для обработки бересты понадобится доска (лучше липа или осина). Береста крепится к такой доске с помощью канцелярских кнопок, а сверху закрепляется лист нетолстой бумаги, с нанесённым на него рисунком, далее рисунок необходимо обвести по контуру твёрдым карандашом, чтобы отпечаток рисунка был виден на изделии, в дальнейшем можно его обвести шилом и непосредственно на бересте.

Сложные части рисунка надо вырезать резаком, а для мелких часто повторяющихся элементов хорошо подходят пробойники. Для того чтобы сделать узор ещё более интересным, используются чеканы, по ним слегка стучат молотком так, чтобы в бересте появилось углубление или выпуклость. Осторожно, если вы не уверены, что у вас получится именно углубление, а не сквозная дырка, лучше потренируйтесь работать чеканом на пробном кусочке бересты. Чеканы и пробойники служат для упрощения одинаковых элементов на изделие. Шило используют для изображения коротких линий и точек.

После того как ваша работа завершена, надо аккуратно снять бересту с доски и приклеить её на фон - гладкую бересту, цветную фольгу и т. п. Для склеивания необходимо использовать столярный клей и делать это под прессом. Если во время работы потеряет цвет и свежесть, то её следует протереть маслом (подсолнечным или льняным) при помощи мягкой губки или тряпки.
Готовое изделие можно использовать для украшения пенала, закладки, подставки для карандашей, чехла для очков и множества разных предметов, которые встречаются нам в быту.

Итак, наш мастер-класс по изготовлению узора на бересте путем прорезной резьбы:

Инструменты

Во-первых нам понадобятся в качестве основных ножей нож-косяк и нож-перо. Это основные ножи, и ими мы будем пользоваться чаще всего. Профессиональные мастера обычно используют вообще, только нож-перо.

Также нам понадобится набор стамесок для резьбы по дереву

Так как я раньше учился резьбе по дереву в "Татьянке", то у меня в наличии вот такой набор стамесок.

Еще нам необходимо шило. Главное в работе с берестой, чтобы шило его не поцарапало, поэтому отведите себе парочку для работы именно с берестой и немного затупите/закруглите.

Для прорезной резьбы нам необходима первоклассная, качественная береста. Ножом-косяком необходимо убрать все наросты и расслоить бересту, убрав белый слой. Как мы помним, береста это спресованные слои тончайшей наружной коры, поэтому расслоение пройдет легко.

Начинаем работу

Первое, что нам необходимо сделать – это подготовить тот рисунок, что мы будем вырезать. Для этого вполне достаточно распечатать на принтере необходимый рисунок, приложить его к бересте и шилом (вот почему нужно закругленное шило) аккуратно обвести рисунок, не сильно надавливая на рисунок, чтобы на бересте остался контур.

Чтобы сделать тиснение на бересте можно использовать много различных приспособлений, но чтобы получить полную гамму рисунков, советую использовать инструмент для тиснения по коже.

Вот несколько примеров тиснения по коже:

Эффект будет таким же, только ввду того, что береста более хрупкая, рассчитывайте силу при ударе молотком:) Потренируйтесь на не нужном куске бересты.

Рамка вокруг рисунка обводится с помощью металлической линейки, это вполне проверенный способ сделать ровную линию.

После все, немного отдохните.

Для того, чтобы приклеить наш рисунок на украшаемый предмет, берём клей ПВА, губку для посуды, и небольшими легкими движениями наносим клей, клей наносится как на предмет, так и на бересту, помните клея много не нужно, иначе он у вас вытечет из орнамента и потом всё это будет иметь довольно-таки непрезентабельный вид.

Удачи ВАМ в ваших начинаниях!

Оценка информации


Записи на схожие темы


Геометрический узор, исполненный трехгранновыемчатой резьбой . Эта резьба считается одной из самых...бересты , и без того очень красивую по цвету и фактуре, украшали резьбой ... район, деревня Поднегла Дерево, береста , резьба . 10,5x8x8,5. Привезено экспедицией...