Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев или Колизей представляет собой в плане эллипс.
От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр:
длина его наружного эллипса равняется 524 м,
большая ось — 187,77 м,
малая ось — 155,64 м,
длина арены — 85,75 м,
её ширина 53,62 м;
высота его стен — от 48 до 50 метров.
При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров.
Колизей. старинная гравюра
Средняя часть здания, арена (от лат. «arena» - «песок»), покрытая песком и предназначавшаяся для гладиаторских боев, травли животных, по форме представляла собой тоже эллипс.
Размеры арены позволяли сражаться на ней одновременно 3000 пар гладиаторов.
Арена была окружена концентрическими кольцами мест для зрителей.
Реконструкция внутреннего вида
Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи.
Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич.
Дыры, видимые сегодня в различных местах стен - это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось.
С внешней стороны здание представляло три яруса арок.
Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского стиля.
Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе.
Колизей на древнеримской монете 80 года.
Мозаики и фрески, посвященные гладиаторам
Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляюший сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента.
Секции Колизея
Колизей. Продольный разрез
Макет Колизея в разрезе
На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот (на оконечностях малой оси, со стороны Эквиллинского и Целиевского холмов) были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин.
Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus).
Нижний ряд
, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar).
Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных и служить оградой во время «навмахий», когда арена заливалась водой. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания.
В первом ярусе
, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников.
Второй ярус
, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней.
Зрители третьего яруса
принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене.
На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж
.
Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы.
Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.
Мастер-класс по изготовлению объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера.
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 69.75, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТТ №1 , г. Ульяновск.Описание: Данный мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства, искусства, педагогов дополнительного образования, студентов отделения дизайна и архитектуры, родителей и творческих людей.
Цели : развитие конструктивных умений и навыков; обучение макетированию архитектурных объектов.
Задачи:
- обучить изготовлению чертежей, разверток и сборке архитектурных объектов;
-развивать конструктивные умения и навыки интерес к профессии архитектора, конструктора.
-воспитывать аккуратность, чувство коллективизма.
Архитектурный ордер (лат. ordo - строй, порядок) - тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» - строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный - в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.
Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
Колонна дорического ордера.
Для нашей композиции понадобятся:
1. Бумага формата А-3 или ватман
2.Линейка
3.Карандаш
4.Ножницы
5.Канцелярский нож
6.Кисточка
7.Клей
Работа наша будет состоять из нескольких этапов.
Первый этап - подготовка чертежа.
Второй этап - изготовление развертки.
Третий - проклейка полученной развертки и получение объемного изображения.
Четвертый - сборка всей объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера.
Основание композиции.
I.Подготовка чертежей.
I.1. Чертеж основания композиции.
I.2. Чертежи основной колонны с каннелюрами
А) Чертеж 1 части центральной колонны.
Б) Чертеж основы центральной колонны.
В) Чертеж верхнего основания центральной колонны.
Чертеж базы (основания) боковых колонн.
Чертеж ствола колонны.
Чертеж капители колонны.
II.Второй этап - изготовление развертки.
Приступаем к вырезанию развертки с помощью ножницы.
Вырезать надо точно по контуру, чтобы избежать в дальнейшем перекосов.
Вырезаем сначала с одной стороны
Затем с другой, оставляя клапаны для склеивания.
Вырезанная по контуру развертка с клапанами выглядит так:
Вырезание всех разверток производится аналогично.
Вырезанная развертка капители колонны.
Вырезаем круг точно по контуру.
Для придания завершенности композиции вырезаем четыре полоски шириной 40 и длиной 75 мм.
III.Третий - проклейка полученной развертки и получение объемного изображения.
Для того, чтобы удобно было перегибать развертку, прикладываем линейку на линию чертежа и проходим по ней кончиком канцелярского ножа.
С помощью линейки сгибаем вначале вовнутрь, а затем наружу.
После проведенной работы по сгибу, развертка будет выглядеть так.
Аккуратно наносим клей на клапаны и приступаем к склеиванию.
После склеивания нижнего основания наносим клей на клапаны верхнего основания и склеиваем.
Склеенная коробка основания будет выглядеть так.
Развертка вырезается по контуру и наклеивается точно, как показано на фотографии. При склеивании можно использовать карандаши, с тем, чтобы выпуклости имели явно выраженный характер и были одинаково красивыми.
Склеивание деталей производится как показано на фотографии.
После получения основы для колонны, склеиваем так, чтобы получилась круглая колонна с желобками.
Готовая к склеиванию колонна с каннелюрами.
Склеенная колонна сверху будет выглядеть так.
Вид колонны сбоку.
После этого в верхней части по линиям деления прорезаем и перегибаем последовательно полученные части вовнутрь.
Согнутые части колонны послужат клапанами для склеивания крышки колонны.
С помощью кисточки наносим клей на клапаны верхней части колонны и приклеиваем вырезанный круг. Стараемся, чтобы колонна сохранила округлую форму.
Вот так будет смотреться колонна с наклеенной крышкой.
Полученные развертки берем двумя руками и аккуратно проводим сверху вниз у кромки стола. Эта операция проделывается для того, чтобы облегчить работу по сформированию гладких колонн. Обработанная таким образом бумага легко и без особых усилий примет желаемую округлую форму колонны.
Проделанная нами предварительная работа поможет легко справиться с формированием округлой формы колонны.
Аккуратно наносим клей с помощью кисточки и склеиваем.
Слеенная колонна (ствол) выглядит так.
Таким же образом склеиваем 4 капители.
Склеенная капитель выглядит так.
Готовые детали для сборки боковых колонн: капитель, ствол, база.
Сначала на базу клеим ствол (колонну).
Затем капитель.
IV. Четвертый - сборка всей объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера.
Вид основы композиции и колонны с каннелюрами.
Наносим клей к нижнему основанию колонны с помощью кисточки и аккуратно приклеиваем. Для обеспечения крепости склеиваемого основания предварительно можно обработать наждачной бумагой.
Готовая колонна аккуратно приклеивается к основанию архитектурной композиции.
Вот так будет смотреться колонна на основании композиции после склеивания.
После завершения работы с колоннами приступаем к сборке всей архитектурной композиции. Для этого на нижнее основание базы колонны наносим клей и приклеиваем на основу макета.
Склеиваем последовательно колонны на основу,оставляя от краев и от центральной колонны с каннелюрами одинаковое расстояние.
Расположен он, понятное дело, в Риме, в ложбине между тремя холмами.
Сооружение действительно внушительное.
Строительство его было начато в 72 году нашей эры императором Веспасианом Флавием, а закончено в 80 году императором Титом, тоже из Флавиев, поэтому и второе названия Колизея звучит как Амфитеатр Флавиев. Построен он в том месте, где раньше находился пруд, относившийся к Золотому дому Нерона. Таким образом, Веспасиан передал народу земли, принадлежавшие до этого Нерону.
Сейчас это одна из самых крупных туристических достопримечательностей Рима.
Вторая половина ноября, когда мы там были, это низкий сезон, туристов относительно немного, на улице тепло, градусов 12-15, билет купили быстро. Проходим внутрь.
Проходы между ярусами
Внутри стен Колизея широкие проходы и лестница наверх. Здесь организован музей, в котором представлены экспонаты разных эпох, макет Колизея в его первоначальном виде. Есть вот такой бюст Нерона:
Мы на среднем ярусе.
Вообще колизей был построен как место для увеселительных зрелищ для жителей Рима и приезжих, здесь проводились бои гладиаторов, звериные травли и даже морские сражения, и только в 405 году римский император Гонорий запретил гладиаторские бои как не соответствующие духу христианства.
В средние века он стал служить крепостью для знатных римских родов, а позже император Генрих VII подарил его римскому сенату и народу.
Арена Колизея, под которой находятся подвальные помещения, построенные позже императором Домицианом, сейчас частично восстановлена и представляет собой деревянный настил примерно в треть площади арены, остальная часть свободна, чтобы можно было рассмотреть подвальные помещения.
Спускаемся на нижний ярус.
Этим кирпичам более полутора тысяч лет.
Поднимаемся наверх, любуемся видами внизу:
Пора уходить. Еще один взгляд на Амфитеатр:
Вокруг ходят арабы, продают всякую безделицу, очень активные, никак не хотят понять, что покупать мы ничего не собираемся:). Уже вечер, народ потихоньку расходится.