Новое направление витражной техники – фьюзинг – имеет огромное количество поклонников по всему миру. Изделия, которые получается благодаря такой технике, невероятно красивые и необычные. А как именно творить изделия методом фьюзинга в домашних условиях, вы узнаете совсем скоро.

На первый взгляд кажется, что невозможно стекло превратить в пластичный материал так, чтобы он принимал нужную нам форму, однако научно-технический прогресс творит чудеса и теперь даже в домашних условиях любой человек сможет самостоятельно сделать поделку в стиле фьюзинг. Конечно, существуют специальные печи и инструменты, с которыми работают профессионалы. Для них необходимо отдельное помещение и обязательные приспособления для сплавки стекла.

Но помимо этого есть мини-печи, в которых можно делать фьюзинг-поделки, используя лишь микроволновую печь.

Такие печи достаточно недорогие и компактные, но не всегда подойдут для объемных фигур и тарелок. На этот случай существуют домашние электрические печи для фьюзинга.

Фьюзинг не требует использования специального вида стекла, нежели профессиональный процесс сплавки. Пригодятся любые стеклянные элементы. Кроме того, не обязательно иметь стеклорез, если, конечно, нет специальной задумки. Стекло можно аккуратно разбить молоточком, осколки сложить в качестве мозаики и отправить их в печь.

Необычные техники

Существует несколько техник, которые используют мастера для создания фьюзинг-произведений:

  • техника «white light» — используется белое стекло для создания, в основном, объемных фигур;

  • окрашивание стекла йодом;

  • сплавка цветных стекол.

Последняя техника считается самой распространенной и интересной. Кроме того, в домашних условиях мастера работают именно с цветными стеклами.

В настоящей статье рассмотрим мастер-класс по созданию предмета декора из цветного стекла в домашних условиях своими руками.

Стильная подставка

Для того чтобы приготовить вот такую подставку под горячее, как выше, необходимо подготовить:

  • стеклорез;
  • инструменты для стекла – циркуль, щипцы;
  • линейка;
  • фломастер;
  • очки для защиты глаз;
  • стекло для фьюзинга;
  • и, конечно, печь.

  1. Необходимо вырезать круги разных цветов из стекла около 10 см диаметром.

  1. Цветное стекло режем на полоски по 1 см.

  1. Затем нарезаем квадраты.

  1. Таких квадратиков разных цветов должно получиться достаточно много.

5. На прозрачную круглую деталь выкладываем по краям поочередно разноцветные квадратики.

  1. Затем выкладываем детали следующим кругом.

  1. Можно зафиксировать всю конструкцию ПВА клеем, он безвреден при дальнейшем обжиге в печи.

  1. Зеленое стекло режем на кусочки, а затем на небольшие треугольники.

  1. Обрабатываем их, чтобы получить закругленную форму.

  1. Укладываем в центр круга.

  1. Далее нарезаем мелкие квадраты и укладываем их вокруг центральной фигуры.

  1. Получается такая композиция.

  1. Можно добавить мелкие стеклянные элементы в свободные места.

  1. Отправляем заготовки в печь.

  1. По истечении нескольких часов, возможно, и суток, в зависимости от печи и объема стекла, вынимаем подставку из печи и получаем просто безумно красивое творение.

Подобным образом создавать разнообразные стеклянные формы и воплощать в жизнь любые задумки и фантазии.

Такие фьюзинг-витражи активно используются в заведениях общественного питания – барах, ресторанах, а также в салонах и кабинетах красоты. Кстати, для некоторых мастеров фьюзинг станет отличной идеей для семейного бизнеса.

Видео по теме статьи

Еще больше вдохновения принесет просмотр видео, как сделать фьюзинг в домашних условиях и идеи создания предметов из стекла.

За интересный и познавательный мастер-класс cпасибо большое мастеру витражных/фьюзинговых дел – Роману Зорину ( romzo ).

Фьюзинг (от англ. fusе – спекание, плавка) – это термическое закрепление стекла в печи при разных температурных выдержках. (в среднем 800 °C). Стекла вплавляются друг в друга, создавая однородную массу.

2. На мастер-классе мы параллельно делали два шедевра:) Одним из них была бабочка, которую мы планируем приклеить на зеркало и красивое рождественское блюдо! После того, как мы определились с эскизами (будут дальше в посте), мы вырезали заготовки и приступили к обточке элементов. На этой фотографии доводится до ума подложка под крыло бабочки.

3. Как всегда, нужно помнить про безопасность! В процессе работы получается куча острых осколков, которые сразу сметаем в ведро!

4. Пока Наташка занималась доводкой до ума элементов бабочки, Роман подготавливал форму для блюда. Её было необходимо немного зачистить перед нанесением специального покрытия, которое предотвращает прилипание стекла к форме при плавлении.

5. Для безопасности стекло точим в защитных очках!

6. А вот и эскиз нашей будущей бабочки.

7. Как я уже говорил, после небольшой зачистки, форму покрываем специальным составом.

8. Собственно, самый главный участник фьюзинга, как процесса – муфельная печь. В ней и происходит самое загадочное и сложное – спекание стекла. Сверху стоит «мозг» печи, который отвечает за ступенчатый нагрев и охлаждение.

9. Сверху на фотографии видна трубка со стеклянными спицами. Эти спицы называются «дрот». Кладутся они непосредственно в нужное место и плавятся в печи, задавая тем самым художественную форму, заложенную автором!

10. Ну, возвращаемся к нашему блюду. Блюдо, как правило, имеет круглую форму. Наше не будет исключением. Для вырезания из стекла круглых форм есть специальный стеклорез, который мы и видим на фотографии. Объяснять, как им пользоваться, я думаю, тут не надо. Присосал присоску, выставил нужный радиус и режь.

11. После того, как окружность была размечена, Роман, слегка постукивая стеклорезом по контуру реза, пускает трещину, которая возникает в результате возникшего концентратора напряжения после реза.

12. Ну, а через пару минут мы получаем почти идеально-круглую основу для блюда.

13. На этой фотографии я хотел показать для сравнения обычный стеклорез для стекла (на переднем плане), стеклорез от приспособления для круговой резки стекла и просто, запасной сменный ролик для стеклореза.

14. А в это время Наташка уже доделывала бабочку.

15. Почти готовое крыло будущего шедевра!

16. При внушительных размерах печка имеет довольно маленький внутренний объем. Такая большая толщина стенок нужна для теплоизоляции. Ведь температура внутри поднимается почти до 1000 градусов!

17. А этот интересный девайс нужен для аккуратного откола кусочков стекла. Достигается это за счет того, что эти кусачки не смыкаются до конца. Между режущими дисками остаётся зазор около 2мм. При толщине стекла 3 мм. Чем-то они напоминают щипцы для колки сахара.

18. А на этой форме - сахарная пудра для кекса шучу. На специальную форму просеивается порошок, который предотвращает припекание стекла к лещади (лещадке). И этот же порошок придает характерный рельеф задней поверхности изделия.

19. Так выглядят готовые заготовки для спекания в печи. Бабочку решили делать составной, чтобы она не спеклась в один большой кусок цветного стекла!

20. После того, как бабочка ожидала участи спекания, мы готовили листья и ягоды для блюда.

22. Так выглядело наше блюдо, после того, как все элементы были выточены и разложены по эскизу.

23. После переноса заготовки блюда на форму были небольшие финальные работы.

24. И вот, блюдо в печке. Позже туда отправилась и бабочка.

Как я уже говорил, мы делали бабочку и блюдо.

Бабочку, по совету Романа, мы решили делать составной. В основном это делалось для того, чтобы бабочка не стала непонятным цветным куском стекла! Она будет хорошо смотреться на зеркале, к которому её легко приклеить с помощью прозрачного герметика!

А вот и рождественское блюдо. Когда мы начали рисовать эскиз, то не думали, что придем к такому красивому варианту. Результатом мы довольны! Получилось настоящее Christmas Tree!

Перед размещением заготовки на форме мы посыпали форму порошком. Хорошо видно, что нижняя сторона получившегося изделия имеет такую же поверхность, как кожура апельсина! Рельефно и красиво:)

О фьюзинге.

Завораживает… Это первое впечатление когда видишь, что можно сделать из кусочков цветного стекла, спекая их вместе, расплавляя, придавая форму, шлифуя грани уже остывшего. А потом долго не отрываешь взгляда от готового, рассматривая его при свете ламп или солнца. Это фьюзинг – спекание цветного стекла при высокой температуре. Составленная мозаикой из цветных кусочков стекла картинка становится целой, прочной, оживает, приобретает плавные формы, созданные жаром печи. Эта технология проста и одновременно сложна. Проста - означает доступна даже дома, и все получается с первого раза. Сложна - как и везде, со временем и опытом открываются новые грани, нюансы, новый взгляд и этот путь бесконечен, а что еще нужно творческой душе?

Перечислять, что можно делать из стекла технологией спекания, не имеет смысла. Просто посмотрите на эти великолепные изделия.


Как же начать? Начнем с простого.

Вот список того что необходимо - минимум, который можно разместить дома.

Инструмент и оборудование: стол для резки стекла, стеклорез, кусачки или специальные ломатели для стекла, печь для спекания.

Материалы: стекло разного цвета (желательно одного производителя), жидкий разделитель, гипс (как вариант разделителя), возможно, термостойкие краски для рисования на стекле, формы.

Конечно, это далеко не все, что требуется для профессионала, но это придет со временем. Рассмотрим инструменты, материалы и оборудование для фьюзинга подробнее:

1. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ СПЕКАНИИ СТЕКЛА.

Вам понадобятся разнообразные инструменты для выполнения изделий из стекла.

Стеклорезы.

Стеклорез - очень важный инструмент. Стеклорезы с карбидным наконечником (карбид кремния - SiС, карбид бора - В4С) служат дольше других и превосходят стеклорезы с колесиками из сверхтвердой легированной стали. Если вы пользуетесь самосмазывающимся стеклорезом, то вам придется удалить масло со стеклореза, чтобы избежать в последствии необходимость удалять масло со стекла.

Плоскогубцы. Любые, или даже все, из имеющихся плоскогубцев по стеклу, могут быть использованы для отламывания стекла нужного размера.

Шлифмашины по стеклу.

Шлифовальная машина по стеклу - хороший помощник в любой мастерской по спеканию стекла. Также полезно иметь шлифовальные круги различного размера и с различной зернистостью. Важно, чтобы кромки ваших изделий из стекла были чисто и аккуратно обработаны, поскольку, если вы не используете свинцовую или медную фольгу, то все изъяны будут видны как на ладони.

Печи.

Для спекания или формования стекла вполне может быть использована любая печь, при условии достижения в ней температуры нагрева в 870°С. Большинство мастеров предпочитают газовым печам электрические, поскольку они, как правило, дешевле и проще в обслуживании.

Печи для стекла.

Подобного рода печи специально разработаны для операций по спеканию стекла. Они отличаются особой формой и расположением нагревательных элементов (нагревательными элементами служат длинные спирали из проволоки внутри печи, обеспечивающие высокую температуру). Данные печи имеют тенденцию быть широкими и мелкими (высотой от 13 до 36 см), а их нагревательные элементы расположены на крышке печи. Такие печи называются печами с верхним нагревом.

Стекло чувствительно к резким перепадам температуры, поэтому нагрев, осуществляемый сверху, снижает риск возникновения трещин, поскольку тепло распространяется равномерно.

Печи лучше использовать специализированные. Почему? Да просто они уже оптимизированы под технологию спекания. Соответственно экономичнее, удобнее и выполняют все условия технологии для качественного спекания. Небольшие печи безопасно использовать дома.

Они потребляют не много электроэнергии 2-4 кВт, как 1-2 электрочайника. Кстати, не надо беспокоиться и о том, что осколки стекла при резке могут разбежаться по квартире. Опыта 2-х, 3-х дней резки будет достаточно, чтобы подружиться со стеклом и приручить его.

Наши печи для


Печные полки (лещадки).

Стекло, предназначенное для спекания, укладывается на подготовленную полку (лещадки). Наиболее распространенные и недорогие изготовляются из керамики.

Желательно иметь две или три полки для каждой печи. Лучше иметь цельные полки, т.к. они не коробятся и на них не остаются вмятины. Если используемая Вами печь позволяет производить спекание непосредственно на нижней части печи с соответствующим разделителем, то полки не нужны.

Шпатель для нанесения сухого разделителя, например, архитектурный отожженный гипс.

Жесткая щетка для удаления лишнего разделителя.

Кисть для нанесения жидкого разделителя.

Для нанесения жидкого разделителя применяется широкая кисть с мягкой щетиной. Подойдет и обычная бытовая кисть для красок, но лучше всего работать специальными кистями «Сумм» или «Хейк».

Печные подставки.

Печные подставки или печная фурнитура изготовляется также из керамики, хотя подойдут и кусочки из легковеса. Вам понадобятся три подставки размером 2,5x2,5см, чтобы приподнять формы для моллирования над нижней поверхностью печи. Для спекания вам нужны будут три достаточно длинные подставки, чтобы приподнять полку примерно до середины высоты печи, как раз до уровня чуть ниже кончика зонда. Таким образом, вы обеспечите самый равномерный нагрев и равномерное охлаждение стекла.

Поляризационные фильтры.

Рассматривая прозрачное стекло между двумя поляризационным фильтрами, можно определить, имеет ли оно внутреннее напряжение. Можно использовать любые поляризационные фильтры, например, предназначенные для фотоаппарата, или же взять стекла от солнцезащитных очков. Однако проще всего пользоваться специально разработанными для этого приборами.

Тонкие круглогубцы.

Тонкие круглогубцы очень удобны для изготовления крючков из проволоки и различных украшений для спекаемого стекла. Постарайтесь раздобыть такие круглогубцы, которые были бы одновременно и кусачками.

Пульверизатор.

Недорогой пульверизатор весьма удобен для нанесения разделителя на формы и печные полки. Советуем выбрать такой, который пропускал бы крупные частицы.

Защитные приспособления:

Защитные перчатки . Всегда, когда вы открываете печь, вы должны надевать перчатки, предохраняющие руки от воздействия высокой температуры. Они могут быть из асбеста, кожи или других материалов.

Защитные очки . Раскаленные докрасна печи излучают инфракрасные лучи, которые при длительном воздействии на глаза могут вызвать неприятные ощущения. Очки «Колобар» или очки для сварочных работ задерживают инфракрасное излучение и поэтому являются лучшей защитой для глаз.

Элементарный здравый смысл требует наличия в вашей мастерской огнетушителя, независимо от того, есть ли у вас обжиговая печь или нет. Огнетушитель - это один из тех предметов обеспечения вашей безопасности, которым вам, возможно, никогда не придется воспользоваться, но лучше иметь его под рукой и никогда им не воспользоваться, чем оказаться в ситуации, когда он вам нужен, а его у вас нет.

2. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СПЕКАНИЯ.

Этот краткий список вспомогательных материалов поможет вам на первых порах в ваших усилиях по освоению техники спекания стекла. По мере вашего продвижения вперед, вам могут понадобиться и другие материалы. Поскольку техника спекания является довольно новым направлением, то на рынке постоянно появляются и новые материалы.

Разделитель.

При нагреве стекла до температуры спекания оно становится липким. Если позволить стеклу прилипнуть к печной полке или форме, то может появиться трещина. Чтобы предотвратить прилипание стекла к полкам или формам, на них наносится защитное покрытие, называемое разделителем.

Разделитель, применяемый при спекании стекла, отличается от разделителя, применяемого при работе с керамическими изделиями. При температуре спекания разделитель на основе карбоната кальция, используемый при работе с керамикой, вызовет появление пузырей и приведет к прилипанию. Для работ со стеклом обычно используется смесь, состоящая на 50% из каолина и на 50% из гидрата алюминия или архитектурный гипс.

Разделительная бумага.

Тонкие листы бумаги из керамоволокна, устойчивого к высокой температуре, применяются для многих целей, но чаще всего они применяются в качестве заменителя разделителя при спекании стекла. Для предотвращения прилипания листы из керамоволокна помещаются между стеклом и печной полкой. Хотя при высокой температуре керамоволокно прилипнет к стеклу, его легко удалить струёй воды. (Не допускайте попадания волокна в дыхательные пути).

Чтобы предотвратить образование матовой поверхности на нижней стороне стекла, необходимо выжечь находящееся в керамоволокне химическое связующее вещество, прежде чем листы из керамоволокна будут использованы. Во время выжигания будут выделяться пары с неприятным запахом, поэтому вам придется на это время открыть окна вашей мастерской.

Клей, используемый перед спеканием.

Часто перед спеканием используют клей, чтобы закрепить отдельные фрагменты стекла в нужной позиции, перед тем как поместить полку в печь. В качестве такого клея хорошо использовать клей фирмы Bohle или другой аналогичный нетоксичный клей. Названные сорта клея не выгорают полностью, поэтому нужно наносить только совсем небольшое количество клея, чтобы избежать зольных отложений или образования пузырей. Разбавляйте клей небольшим количеством воды и наносите его на стекло зубочисткой.

Во время обжига клей выгорает и выделяются пары, которые необходимо удалить как из печи, так и из мастерской. Не используйте различные быстро схватывающие «супер» клеи, потому что их пары очень токсичны. Такие виды клеев хорошо использовать после обжига стекла.

В настоящее время на рынке появляются новые клеи, которые не оставляют остатков сгорания.

Аэрозоль.

Некоторые сорта стекла требуют нанесения специального тонкого покрытия, для того чтобы они сохранили свою блестящую гладкую поверхность. Одним из таких надежных и простых в применении аэрозолей является аэрозоль «А».

Медная проволока.

Медь может быть успешно вплавлена между двумя слоями стекла, не вызывая их разрушения. Убедитесь в том, что у вас настоящая медь, а не твердый, имеющий медный цвет, сплав, который приведет к тому, что спекаемое с ним стекло треснет.

Формы для термодеформации (моллирования).

Вам понадобятся несколько таких форм для формовки стекла.

В продаже имеются готовые формы промышленного изготовления.

Ну, и конечно, стекло.

Стекло для фьюзинга особенное. Оно специально производится для этой технологии. Главное, что отличает стекло для фьюзинга от обычного (кроме, конечно, фантастических цветов, разводов и сверканий) это одинаковый коэффициент температурного расширения (КТР). Что произойдет, если сплавить стекла с разными КТР? Изделие треснет или вообще развалится на куски. При нагреве или охлаждении одна часть изделия будет менять свои линейные размеры сильнее, чем другая. Возникнет напряжение, которое и разрушит изделие. Производители договорились выпускать стекло с несколькими фиксируемыми значениями КТР и обозначили это, например, System 96. В цифре зашифровано значение КТР. Таким образом, стекло соответствующее System 96, можно спекать от разных производителей. В России популярны такие производители, как Spectrum, Uroboros, Moretti. Рекомендуем начать со стекла Spectrum.Самый оптимальный вариант по качеству, цене и доступности.

Посмотреть стекло для фьюзинга и инструменты вы можете в нашем каталоге.

Из всего списка самое существенное по затратам и определяющее качество изделия - это стекло и печь. Да, еще и стеклорез, он должен быть удобен именно для Вас и делать хороший рез. Не экономьте на нем.

Итак, попробуем понять основы технологии. Конечно, подробные сведения лучше получить на мастер-классе с опытным мастером. Выберем основу изделия. Это первое стекло, на котором будет располагаться мозаика узора. Обычно основа определяет форму изделия. Чаще всего это прозрачное стекло, но это вовсе не обязательно. На основе выкладывают картинку из заранее вырезанных элементов из цветного стекла. Простые элементы вырезаются стеклорезом. Чтобы сгладить острые углы и сколы можно использовать различные шлифовальные машинки, где в качестве инструмента используется алмазный круг. Сложные элементы просто вырезать специальным лобзиком. Да, кстати, про стол… в качестве стола для резки можно использовать любой старый стол, поверхность которого покрыта ковролином с коротким ворсом.




Картинка выложена, теперь ее надо перенести в печь. Часто для того, чтобы не разрушить картинку при переносе в печь, стеклянные элементы приклеивают к основе. Но клей должен быть специальным, не оставляющим следов после спекания. Картинку укладывают в печи либо на заранее обработанную жидким разделителем подовую керамическую плиту, либо сухой отожженный гипс высокого качества. Гипс является хорошим разделителем и его преимуществом является то, что на нем можно создать рельефный рисунок, который отпечатается на изделии. После того как вы уложили Ваше будущее изделие в печь, очень важно установить правильную программу спекания в управляющий контроллер печи. А после ничего не остается, как доверить процесс печи и ждать.

После нескольких часов ожидания Вы с волнением откроете крышку печи и увидите… Это завораживает.

Посмотреть печи, стекло для фьюзинга и инструменты вы можете в нашем каталоге.

Также приглашаем в «Студию Стекла и керамики Vitrasole» для обучения:

В статье использованы фотографии Бежан Татьяны, Михаила Михайлова, Репиной Алены. Выражаем благодарность авторам работ.

Фьюзинг стекла - метод запекания кусочков стекла, уложенных в определённый рисунок, в специальных печах при высоких температурах. Появился он в Германии в 1990 годов, поэтому эту технику можно назвать молодой. В основе фьюзинга лежит старейшая техника обработки стекла - техника горячей эмали.
Спекать стёкла в композицию стали ещё в Древнем Египте (1 в. до н. э — 1 в. н. э.).

Технология фьюзинга опускает использование металлических соединений в витраже, что влияет на внешний вид изделия, оно становится более эстетичным. Благодаря фьюзингу создаются рельефные многослойные изделия. Отсутствие швов говорит о том, что созданное изделие в технике фьюзинг не будет бояться воды. Рисунки на стекле получаются лёгкие и воздушные, напоминающие немного акварель.

Технология запекания стекла - один из интереснейших способов создания элементов декора для дома: витражи в окно и ширмы, вставка в стене, столешницы, рамы для зеркал, абажуры, циферблаты для часов, а также декоративных украшений.

Как сделать фьюзинг стекла

Эта техника состоит из основных пяти этапов, каждый из которых влияет на внешний вид изделия и его качество.

1. Выбор и подготовка материала непосредственно к работе - это нагревание стекла. Температура зависит от типа процедуры и может варьироваться от 650 до 920 градусов. Стекло, нагреваясь до температуры плавления, изменяет форму и цвет до красно-жёлтого. Оно готово к процессу свисания, когда края заготовок соприкасаются друг с другом и начинается слияние. Полный фьюзинг наступает при 800 градусов.

2. Стадия томления (выдержки). Стекло, нагреваясь до значения макси, должно некоторое время придерживаться одной температуры. От этапа выдержки зависит насколько гладким станет фрагмент.

3. Этап охлаждения. Температуру изделия резко снижают до отметки, чуть превышающей температуру отжига. Необходимо это для того, чтобы сохранился полученный красный цвет. Запоздание с этим этапом приведёт к тому, что стекло вновь приобретёт натуральный свой белый цвет, а после начнёт чернеть.

4. Отжиг, процесс, необходимый для снятия напряжения. Приняв форму, стекло сохраняет свою прочность.

5. Охлаждение. Происходит естественным путём при комнатной температуре.

Техники фьюзинга

В настоящий момент существует три метода фьюзинга стекла. Самые красивые, сложные и качественные композиции из стекла можно изготовить, используя техники фьюзинг-форминга.

«Горячее » стекло применяют в печах при температуре выше 1100 градусов.

«Тёплое » стекло - от 600 до 900 градусов.

«Холодное » стекло - при комнатной температуре.

Метод «моллирование », с помощью которого придаётся форма, напр., чаша, ранее сплавленному стеклу. Заготовку снова подвергают нагреву.

«Полировка огнём » применяется, когда изделию необходимо придать гладкость и блеск. Изделие помещают в печь.

«Комбинированное прочёсывание » - формирование изделия при помощи инструментов пока стекло ещё горячее. Заготовку нагревают и вручную инструментами обрабатывают.

Фьюзинг в домашних условиях

На стекле выкладывается задуманный рисунок из различных цветных стёкол. Выложенный витраж разогревают в печи, спекая нарезанные элементы в пласт.

Фьюзинг в домашних условиях стал настолько популярен что зачастую увлечение им становится источником отличного заработка.
Меняя температурный режим, можно получать различные изображения - выпуклые и объёмные, с чётким очертанием цветов и смешанными, растекающимися и неизменные. Сорт стекла тоже немаловажен, к каждому подбирается своя температура.

Фьюзинг дома вполне реален, но выполнить его в обычной духовке не получится. Печи для фьюзинга нагреваются до 1100 градусов, а для питания им достаточно 220 В. Максимально безвредным и самым безопасным способом в домашних условиях является фьюзинг в микроволновке. Но это не значит, что можно стекло заложить в микроволновую печь. В неё устанавливается специальная упрощённая печка для микроволновки, которая нагревается за счёт микроволн. На ряду с промышленным оборудованием выпускается также «домашнее».

Для крупных изделия этот способ непригоден, а вот для небольших изделий, напр., украшений, вполне подходит.

Фьюзинг в микроволновке с помощью печки проводится с различным видом стекла: матовым, прозрачным, миллефиори, разноцветными фриттами.

Для фьюзинга в микроволновке использовать можно микроволновую печь с мощностью от 800 Вт. Производители рекомендуют использовать стекло 90 СОЕ.

Перед работой выньте тарелку из микроволновки или переверните её верх дном, чтобы она не вращалась. Прежде чем впервые использовать такую печь, нужно прогреть её в микроволновке строго по инструкции.

Материалы и приспособления для фьюзинга в домашних условиях :

  • микроволновка, нагревающаяся за счёт микроволн;
  • разноцветное стекло (используйте с одинаковым СОЕ);
  • перчатки;
  • стеклорез (забудьте про масляной, так как стекло лопнет от нагрева);
  • очки защитные;
  • термостойкая бумага;
  • наполнитель.

Последовательность в работе .

Приготовив все материалы, создаётся эскиз изделия. Нарезать маленькие кусочки стекла (толщина 3–5 мм) для спекания, используя стеклорез.

При фьюзинге используют стекло с одинаковым СОЕ - коэффициент температурного расширения, оно показывает насколько увеличится при нагреве размер стекла.

Термостойкую бумагу (подложку) нужно уложить на дно печки, сложить на ней стеклянный узор. Дно со стеклом накрыть верхней частью печки, закрыть микроволновку, выставить мощность и режим микроволны, время 2,5 минуты.

Для защиты рук надеть перчатки, приоткрыть крышку печки в микроволновке и проверьте как спеклось стекло. Если необходимо, продолжите запекание дальше, но помните, что время нагрева не должно превышать 6 минут.

Вынуть печку из микроволновки, установить на поверхность (металл, плитка керамическая). Стекло должно остыть около получаса при закрытой печке. Если вынете сразу, то изделие будет хрупким от резкого переда температуры.

Остынув, стекло приобретёт исходный цвет, исключение составляет дихроичное стекло, которое меняет цвет, фактуру.

Внимание! Соблюдайте меры предосторожности.

Существует множество разновидностей фьюзинга : слампинг, фритты, литьё, гребёнка, полировка, драпирование, Пате де Вэр…

При гравировке стекло преображается удалением отдельных частей рисунка.

Гребёнка - витражное изделие прочёсывается специальными инструментами.

Пате де Вэр - способ отливки в специальные формы. При добавлении соды, полотно спекаясь, покрывается мельчайшими капельками, пузырьками.

При создании изделий могут использоваться материалы :

  • галька - стеклянные капли, размер которых от 3 до 30 мм, плоской формы с одной стороны;
  • фритта - дроблённое стекло;
  • стержни и стрингеры - нити из стекла диаметром 13-15 мм;
  • блоки, конфетти - пластинки до 0,5 мм при ширине 20 мм;
  • фольга - металлическая бумага 0,001–0,5 мм.
  • лапша - стеклянные полоски 11 мм и шириной в 5 мм. Наклеиваются на изделие специальным клеем на органической основе.

Новинкой фьюзинга является роспись изделий смесью из стеклянной пудры и клея, придающему стеклу особую фактуру.
Фьюзинг - один из способов декорирования стекла . Забытая и вновь возрождённая технология, позволяет получить эффектные композиции, детали декора интерьера и восхитительные украшения. Поняв, что такое фьюзинг, предлагаем вам мастер-класс по созданию часов с гроздьями рябины в замечательной технике фьюзинг.

Специально для сайта Уроки Рукоделия Галина Духнова.

Техника фьюзинга стекла позволяет создавать из простых бутылок панно, оригинальные витражи и интересные украшения. Преимущество запекания заключается в том, что такой метод не требует оконтуривания, а, значит, изделие будет бесшовным. Можно изготовить многослойную или рельефную композицию.

Наша оценка бизнеса:

Стартовые инвестиции - 30 000 рублей.

Насыщенность рынка - низкая.

Сложность открытия бизнеса - 3/10.

Что такое фьюзинг?

Техника фьюзинга стекла – это методика спекания стеклянных кусочков, сложенных в рисунок. Изделие изготавливается в специальном оборудовании при высоких температурах. Техника основана на старейшем способе обработки стекла – методе горячей эмали. Фьюзинг впервые появился в 90-х годах, в Германии. Но спекать стекла начали гораздо раньше, еще во времена Древнего Египта.

Методика запекания полностью исключает применение металлических примесей в витражах, что делает готовое изделие более эстетичным на вид. Техника фьюзинга позволяет создавать многослойные рельефные композиции. Отличием изделий является отсутствие швов, что повышает их устойчивость к воде. На стекле получаются воздушные изображения, немного похожие на акварель.

Виды фьюзинга

Большое распространение сегодня имеет фьюзинг в домашних условиях. С помощью такой технологии можно изготовить крупные предметы интерьера (оконные вставки, витражи, перегородки из стекла) и различные мелкие детали, которыми можно украсить помещение, сделав любую обстановку неповторимой и яркой.

Производство изделий выполняется разными вариантами фьюзинга: литьем, гребенкой, фритты, техника слампинг, полировка и драпирование. Гравировка предполагает преображение стекла за счет удаления отдельных элементов рисунка. Гребенка – прочесывание витража специальными инструментами. Пате де Вэр – отливка в формы. Если добавить соду, то при спекании стекло покрывается мелкими пузырьками, капельками, что смотрится очень красиво и необычно.

Использование в интерьере

Есть несколько вариантов, как использовать украшения в технике фьюзинг в интерьере:

  • можно вставить несколько витражных плиток, заменив ими обычную в ванной комнате или украсить, таким образом, балкон или лоджию;
  • светильник, изготовленный по технологии фьюзинг, несомненно, украсит интерьер гостиной или спальни;
  • также отличным элементом декора станет ваза из кусочков спеченного стекла.

Технология фьюзинга позволяет создавать оригинальные рамки под фото, всевозможные украшения, игрушки на елку, бижутерию. Это искусство поможет воплощать самые невероятные идеи в дизайне.

Технология

Изготовление фьюзинга выполняется в несколько этапов, каждый из которых важен для окончательного вида и качества изделия:

  1. Выбор материала и его подготовка к дальнейшей обработке. То есть нагревание стеклянных частей. Температура определяется видом процедуры и может колебаться от 650 до 920 градусов. Стекло при нагреве до температуры плавления меняет не только форму, но и цвет. Когда края заготовки соединяться, можно приступать к процессу свисания.
  2. Выдержка или томление. Стекло после максимального прогрева нужно выдержать в одной температуре некоторое время. От времени томления зависит гладкость будущего изделия.
  3. Охлаждение. Резкое снижение температуры заготовки. Это нужно делать для того, чтобы сохранился полученный путем нагрева красный цвет. Если не выполнить этот этап, то стекло снова станет белым, а в дальнейшем почернеет.
  4. Отжиг – это процесс, при котором снимается напряжение. Приняв заданную форму, стекло остается прочным.
  5. Охлаждение. Должно происходить натуральным образом при комнатной температуре.

Оборудование и инструменты

Стандартные наборы для фьюзинга включают следующее:

  • печка с нагревательной способностью до 1100 градусов;
  • инструменты для раскроя, резки и колки стекла;
  • формы для фьюзинга для придания готовым изделиям нужного объема;
  • разноцветные стекла с одинаковым СОЕ;
  • перчатки, очки для защиты;
  • бумага с термической стойкостью;
  • наполнитель различный по фактуре.

Особенности материала

В основном материалы для фьюзинга – это стекла разных цветов и стеклянные гранулы. В продаже есть стекла, предназначенные именно для этого вида творчества, их легко резать. Представлены они в большом ассортименте цветов, оттенков, отличаются толщиной и степенью прозрачности.

При этом можно купить стекло для фьюзинга Spectrum или заготовки другой марки, но нужно знать, что у материала будет отличный СОЕ (коэффициент термического расширения). В одной композиции следует использовать фрагменты с одинаковым коэффициентом, только это обеспечит прочность и долговечность готовому изделию.

Материалы и инструменты для фьюзинга входят в стандартные наборы вместе с мини-печкой для спекания в микроволновке. Если придется покупать их отдельно, то учтите, что стеклорез не должен быть масляным, выбирать нужно роликовые или алмазные модели. Масло вызывает перегрев, и это повышает риск разрушения стекла при обработке. Если нет опыта и нужно обучение фьюзингу, то лучше выбирать роликовый стеклорез, так как он самый простой в работе.

Используемые материалы

Изделия по технологии фьюзинга изготавливаются из таких материалов:

  • стержней и стрингеров (стеклянные нити диаметром 13-15 мм);
  • гальки – капель из стекла, размером от 3 до 30 мм, плоских с одной стороны;
  • фритты – дробленого стекла;
  • конфетти, блоков – небольших по толщине пластинок шириной 20 мм;
  • фольги – тонкой (0.001 – 0, 5) металлической бумаги;
  • лапши – полосок из стекла шириной 5 мм и длиной 11 мм.

Все эти элементы придают изделиям оригинальности.

Качество и внешний вид готового изделия зависит от правильности выполнения каждого этапа. Процесс начинается с того, что прогревается оборудование согласно приложенной к печи инструкции. К основной работе можно переходить, когда печь остынет до комнатной температуры. Сначала рисуется эскиз, лучше начинать с простых фигур и минимума элементов. Далее по эскизу выкладываются стеклянные кусочки, после стекло нужно разрезать. Из термостойкой бумаги вырезается подложка для изделия площадь, которой чуть больше, чем эскиз, так как стекло при нагреве расширяется.

После того, как все части заготовки сложены, ее кладут печь, и накрывают крышкой. Если это фьюзинг в микроволновке, то следует вынуть или перевернуть тарелку, чтобы она не вращалась. Печь помещают внутрь микроволновки, устанавливают время и температуру подогрева.

Следует учитывать, что фьюзинг своими руками может быть полным и неполным. В первом случае получается изделие одинаковой толщины и плотности. При неполном спекании элементы сохраняю первичный рельеф и некоторую однородность. Какой из вариантов в итоге получится, зависит от выбранного режима. Максимальное время нагрева – 6 минут. Небольшие двуслойные витражи в технике фьюзинг готовятся около 2, 5 минут. Трехслойным изделиям нужно для спекания 4 минуты. По истечении заданного времени печь оставляют охлаждаться, не снимая крышки. Резкий перепад температур разрешит стекло, потому печку обязательно надо держать закрытой. Набравшись навыков на простых изделиях можно переходить к сложным композициям, пробовать различные техники и работать с фактурами.

Обучение фьюзингу

Для применения технологии в домашних условиях стоит сначала пройти курсы фьюзинга. Обычно такие мероприятия проводятся компаниями, занимающимися производством наборов. На курсах мастер по фьюзингу дает не только теоретические знания, но возможность освоить практические навыки. Нарабатывается нужный опыт, ведь применение технологии требует не только наличия художественного таланта, но и знаний тонкостей процесса. Части расплавленного стекла должны совпадать по коэффициенту СОЕ, этапы нагревания и охлаждения нужно держать под контролем, в соответствие с определенными графиками температур. Если не знать этого, то механические напряжения будут разрушать и разрывать стекло.