Перенесение фактуры на бумагу

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своим руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Если вы положите на монету тонкую бумагу и плотно заштрихуете ее карандашом - получится чёткое изображение рельефа. Эта техника рисунка называется фроттаж (от французского frotter - „тереть"); с ее помощью художники создают очень интересные работы.

Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы для дополнения собственной работы .

Огромным преимуществом фроттажа является объем, а результаты применения этой техники поражают воображение. Несмотря на то что, прежде чем использовать фроттаж, поверхность того или иного предмета внимательно изучают, угадать, как именно будет выглядеть рельеф, перенесенный на бумагу, довольно трудно. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен. То же самое можно сказать и о получаемых фактурах.

Узор, созданный с помощью мелковолокнистой доски, пригодится для изображения не только деревянной поверхности, но и отдаленных холмов на пейзаже или кожи человека на портрете. Используя в качестве фактурной поверхности листья, можно изобразить перья птицы, стены здания или же деревья. Фроттаж - техника для творческих личностей , к тому же с чувством юмора.

Прежде всего внимательно осмотритесь вокруг: что можно использовать для получения необходимого узора? Кухни, кладовки, гаражи и сараи - вот куда непременно нужно заглянуть. Желательно выбирать сравнительно большие предметы с четко выраженным рельефом. Тогда можно будет работать быстро и спокойно, не волнуясь, что карандаш вот-вот соскользнет с поверхности. Перед тем как остановить свой выбор на каком-либо предмете, переведите его фактуру на бумагу и оцените узор.

В этой работе для передачи фактуры тюля мастерски использованы салфетки. Удачный выбор предмета для переведения узора - главный секрет хорошего фроттажа. Однако если использовать эту технику только в декоративных целях, рисунок будет казаться неубедительным и поверхностным.

Фроттаж - техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений незаточенного карандаша. Фроттаж является одним из "автоматических" приемов сюрреализма, направленным на спонтанное озарение и на активизацию работы подсознания.

Изобретатель

Макс Эрнст (1891 -1976) открыл технику фротттажа 10 августа 1925 года, находясь в небольшом французском отеле. Позже он вспоминал об этом в своей книге «За пределами живописи» (1948) Эрнст был одним из ведущих сюрреалистов, которые стремились передавать реальность подсознательно посредством свободных ассоциаций. Для создания своих образов он использовал фактуру различных предметов (ржавой консервной банки, ткани, перьев, ракушек, кожи, наждачной бумаги, засохшего хлеба). Уникальные работы Эрнста будоражат воображение.

«Макс Эрнст обладает безграничными способностями; решив покончить с мошеннической мистикой мертвых изображений, он заряжает в свой аппарат самый захватывающий на свете фильм и все с той же элегантной улыбкой до самой глубины освещает нашу внутреннюю жизнь несравненным сиянием». (Андре Бретон)

Мастер – класс:

Нетрадиционная техника рисования - «Фроттаж»

Назначение: данный мастер-класс будет полезен воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, творческим людям и неравнодушным родителям.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования "Фроттаж".

Задачи:
1. Учить детей рисовать в технике "Фроттаж".
2. Совершенствовать навыки рисования восковыми карандашами, держа их плашмя к листу бумаги.
3. Продолжать учить детей работать с трафаретом.
4. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
5. Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.

ХОД Мастер класса:

Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.

« Фроттаж » - это ещё одна интересная техника нетрадиционного рисования .

Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность.

Вся техника заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью или восковыми мелками. Конечно же, рисунок, целиком состоящий из переведенного узора, не может считаться вашим творением. Идея заключается в том, чтобы переводить на бумагу лишь отдельные рельефные элементы, найденные и подобранные вами, которые будут интересно смотреться на бумаге и дополнять ваш рисунок.

Рифленой поверхностью может быть обычная расческа, салфетки, кружева, листья деревьев, обои, терка для овощей, доска от мозаики, детали конструктора и все, что попадется под руку. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен.

«Фроттаж» - это способ легко увлечь ребенка рисованием потому, что в этой технике практически невозможно сделать ошибку, результат всегда получается качественным.

Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея в распоряжении набор разнообразных шаблонов, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.

Порядок выполнения:

1. Подготовьте рабочее место для рисования.

2. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка. Например уточку или лисичку. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты обязательно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком скотча.

3. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его.

4.Заштрихуйте поверхность карандашами, пастелью или мелками с нажимом, держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.
5. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.

6. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.

Эта техника дает возможность начать рисовать человеку, который боится плохого результата. Знакомить с этой техникой детей можно уже со средней группы. Начинать лучше с небольших картинок. Овладев этой техникой и, имея разнообразные шаблоны, дети с удовольствием создают свои композиции, что благоприятно сказывается на развитии образного мышления, воображения, творческой инициативы.
Спасибо за внимание!

Фроттаж - что это такое? Это умение происходит от французского слова trotter, которое переводится как «натирать». Это мастерство создания картины путем воспроизведения фактуры того или иного предмета при помощи растирания бумаги. Применять в этом искусстве можно разные вещи, которые имеют выразительную фактуру.

Любой отчетливый фигурный образец можно повторить, накрыв его листом и заштриховав снаружи поверхность. Большим плюсом фроттажа считается объемность, а творения в этой технике изумляют фантазию. Невзирая на то что, перед тем как применять это умение, поверхность любого предмета тщательно рассматривают, но определить, как точно будет смотреться рисунок, перенесенный на бумагу, нелегко.

Процедура возникновения орнамента в этой ситуации подобна проявлению фотопленки – увлекательное зрелище! Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Техника «Граттаж». Под современным граттажем понимают процарапывание изображения на дощечке или листе бумаги, покрытой тонким слоем воска и туши. Это довольно распространенный профессиональный способ создания художественных графических композиций. Он позволяет добиться четких штрихов и с минимальными усилиями создать эффектный образ.

Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Монотипия . Это имитация зеркального отражения. На одной стороне листа рисуется пейзаж, потом лист сворачивается и проглаживается, благодаря чему рисунок отпечатывается на другой половине. Потом отпечаток дорисовывается и получается зеркальное отображение. Как пример можно нарисовать пейзаж, состоящий из деревьев, гор, дома и неба. Потом лист складывается и сильно прижимается. Рисунок отпечатывается. Его мы освежаем слоем красок. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду.

Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата.

Кляксография. Известная всем «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам и снова раскладывается на столе. С одной стороны от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения).

Можно получать разные оттиски:

если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

если на оригинал наносить много/мало краски;

если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его
- полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

***

На альбом упала краска, На листе осталась клякса. Пририсую ей глаза, Пусть летает стрекоза.

Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Для педагога – организованное самим ребенком условие избавления от подавленности и страхов, укрепления уверенности в себе. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Мы с дочкой освоили новую технику "Фроттаж" Полезла в яндекс, что бы немного теории посмотреть и очень удивилась

Оказывается у этого слова несколько понятий очень удивилась, а потом посмеялась

Здесь напишу только одно))))

Материал из Википедии
Фроттаж (восходит к фр. глаголу frotter - тереть) может означать:
Фроттаж (искусство) - художественная техника, использующая натирающие движения карандаша.

А попроще: Помните, как в детстве, на монету накладывали лист бумаги и сверху заштриховывали карандашом, получалась нарисованная копия "денежки", вот собственно и есть техника Фроттаж.

Я вырезала различные шаблоны из картона, наклеила их на другой картон, ручкой прорисовала некоторые детали и показала дочке как получается рисунок. А затем объяснила ей подробно, пару раз водила ее рукой.

Что именно мы делаем: накладываем лист, лучше обычный для принтера, а не альбомный на изготовленный трафарет. Берем восковой или маслянный карандаш плашмя и начинаем заштриховывать лист. Одно из преимуществ техники - ребенок учится держать карандаш по новому - плашмя, что не очень легко для маленьких ручек))))

Вот готовые трафареты

Закрепила скрепками листы

Сказала ребенку что под листом спрятался рисунок и надо его найти. Ребенок с радостью угадывал силуэты)))))

Вот результат

Это уже рисунки формата А4

Это немного позанимались заодно, вспомнили названия геометрических фигур

Затем мы руками "прощупывали" шаблон и каждый элемент рисовали разноцветными карандашами. Получилось рчень красиво на мой взгляд

Данные трафареты оставались от нашего опыта .

По началу дочка не совсем понимала, что я хочу от нее и мы вместе прорисовали несколько листов, затем она "вкусила" и "вошла в раж", требуя от меня скреплять скрепками листы одних и тех же трафаретов)))))) Мне тоже самой очень понравилось))))

Творите с детьми в удовольствие)))))

людмила варламычева

Об этой нетрадиционной технике рисования "фроттаж " мне рассказала моя подруга, которая тоже работает воспитателем в детском саду. Посмотрев её работы, работы в интернете, меня эта техника заинтересовала . И я решила предложить её своим детям.

Название техники "фроттаж " французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем,перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя".Но это упражнение полезно,способствует развитию мелкой моторики. И тут вспоминается, как в детстве каждый из нас хотя бы однажды срисовывал монетку , положив её под лист бумаги и проявляя изображение карандашом. Не зря же говорят, что всё новое - это хорошо забытое старое. А сейчас, используя эту технику , можно создавать замечательные картины. Дети с интересом и удивлением наблюдали за тем, как появляется рисунок.

Итак, я приготовила шаблоны из бумаги






Для рисования я использовала дощечки от мозаики. Пригодилась москитная сетка, которую я разрезала на квадраты. В ход пошла алюминиевая сетка от вытяжки. Для безопасности края сетки обклеила двухсторонним скотчем.



Объяснив детям порядок выполнения работы, мы принялись за дело.





Ребятам очень понравилось. Каждый нарисовал по несколько рисунков. Сначала работали одним цветом, а потом стали делать разноцветные рисунки. Вот что получилось у нас в первый день .